VedantistВедическое мировоззрениеВеды о религииСравнительное религиоведение

Сравнительное религиоведение

 

Веды раскрывают, что существуют два плана бытия: духовный и материальный мир. В духовном мире каждый действует в интересах Всевышнего, абсолютного Блага. В материальном мире каждый стремится действовать в собственных интересах. Материальный мир – мир эксплуатации. Здесь большая рыба питается малыми, сильный заставляет действовать в своих интересах слабого, богатый наживается за счет бедных.

Изначально душа пребывает на границе этих миров. Это область, где души не проявляют желаний. Она заполнена ослепительным сиянием, подобному однородному морю света. Но этот свет, источник которого – Всевышний, состоят не из фотонов, а из душ. На санскрите эта область бытия называется «Брахман» (или «нирвана») – «мир отречения, отсутствия желаний».

Брахман скрывает своим сиянием мир Бога, где Он предстает как Личность. Поэтому в «Ишопанишаде» (мантра 15) святой молится: «О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему слуге». Удивительное близкое описание мы находим у блаженного Августина, который соотносит воспринимаемый им надмирный свет с самим Творцом: «Я вошел, руководимый Тобою, в свой внутренний мир, я мог сделать это, так как Ты стал моим помощником <...> Я вошел и увидел каким-то оком моей души, выше этого самого ока души моей, выше моей мысли, неизменяемый свет. Это не был тот обыкновенный свет, который видел всякий почти. Он был сильнее света солнца, но не в том роде, как если бы этот свет светил во много раз яснее и занимал своею массою все. Он был не то, а нечто иное, совершенно иное, чем все это. И Он был выше моей мысли, – не так, как мыло плавает выше воды или небо возвышается над землею: Он был выше меня, потому что Он меня создал, а я был ниже его, потому что я создан Им».

Практики афонских монахов-исихастов во многом основаны на принципах мистической аштанга-йоги. Они включают в себя такие элементы как запирание энергии посредством горлового замка (в йоге «джаландхара бандха»), сдерживания дыхания (в йоге «пранаяма»), медитации на пупочный энергетический центр (в йоге «дхарана»), повторение тысячи раз молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (в йоге «джапа»).

Веды открывают, что повторение Имени Господа  является «юга-дхармой» – религией нашего века. Те же самые мысли были высказаны наиболее прогрессивным христианским духовенством: имяславцами, в конце XIX века.  

Этим и многим другим удивительным сближениям духовного опыта и практик разных традиций посвящен данный раздел. Очевидно, что наличие общего опыта разных традиций свидетельствует об определенном единстве Пути, о том, что все мировые религии находятся в поисках единого Субъекта.

Просветление дзен-буддизма