VedantistВедическое мировоззрениеТри аспекта Абсолюта

Три аспекта Абсолюта

 
Три аспекта Абсолюта

Брахман - это всеохватывающий аспект Всевышнего. Когда говорят, что «Бог велик» - это принцип Брахмана. Веды описывают Брахман как безграничное море сознания. Мир материи плавает в нем, подобно айсбергу. Душа также является частицей вечного Брахмана, временное материальное тело - лишь одежды души. Один из афоризмов «Веданта-сутры» гласит «ахам брахмасми» - «я - бессмертная душа», «я не есть это тело».

Взору просветленных йогов Брахман предстает как ослепительное море духовного света. Он состоит не из фотонов, а из душ - духовных искр, пребывающих на границе духовного и материального миров. Однако Брахман скрывает собой мир Бога, где Всевышний предстает как Личность в своем всепривлекающем аспекте. Поэтому в «Иша-упанишаде» (15) святой молится: «О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему слуге».

Параматма - это всепроникающий аспект Всевышнего, Сверхдуша. Когда говорят: «Бог все знает, все контролирует, Бог в каждом сердце и в каждом атоме» - это принцип Параматмы. Слово "парама" означает "верховный". Существует два вида душ: индивидуальная душа (джива-атма) и Господь, или Сверхдуша (Парам-атма). «Катха Упанишада» (1.2.20) сравнивает атму и параматму с двумя птицами, сидящими на одном дереве: «Как Сверхдуша, так и индивидуальная душа располагаются на одном и том же древе тела, в одном и том же сердце живого существа».

 Бхагаван - это всепривлекающий аспект Всевышнего, Личность Бога. Мы знаем, что сотворены «по образу Божьему». Господь - Личность, которая обладает всеми совершенствами. Веды описывают, что только Господь в полной мере обладает такими качествами как красота, сила, слава, богатство, знание и отреченность. Красота Господа является его главным достоянием. Речь идет не только о внешней красоте, но и о красоте сердца Господа. Он наиболее любящая и сострадательная Личность во всем мироздании, поэтому все религии свидетельствуют «Бог есть любовь». Великий святой Джива Госвами объясняет слово «Бхагаван» так: «Бхагаван - это Личность, при встрече с которой душа естественным образом полностью посвящает себя Ему».