Параматма

Параматма

- Высшая Душа, пребывающая в каждом атоме мироздания, а также в сердцах всех существ как свидетель, источник памяти, знания и забвения (Бхагавад-гита, 15.15). Всепроникающий аспект Абсолюта, наряду с всеохватывающим (Брахмáн) и Всепривлекающим (Бхагаван) (согласно «Шримад Бхагаватам», 1.2.11). Одна из трех пуруша-аватар, распространений Господа, поддерживающих материальную Вселенную - Кширодакашайи-Вишну.

В Бхагавад-гите (10.41) Кришна провозглашает: «Арджуна, стоит ли описывать все Мои безграничные достояния? Одним Своим частичным проявлением Я, как Высшая Душа, поддерживаю все мироздание!» (речь в этом стихе идет о Параматме, согласно «Шри Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, 2.20).

Тема души и Высшей Души рассматривается в тринадцатой главе Бхагавад-гиты: «Подчиненное и господствующее начала». В ней содержится яркое описание Параматмы: «Повсюду Его руки и ноги, Его глаза, головы и лица, везде Его уши, ибо Он пронизывает Собой все мироздание» (13.14).

В стихе 8.4 Бхагавад-гиты Кришна говорит: «Владыка всех жертвоприношений - это Я, присутствующий как Высшая Душа в сердце каждого живого существа».

В «Риг-веде» (1.164.20-22) и Упанишадах («Мундака-упанишада», 3.1.1) атму (душу) и Параматму (Высшую Душу) сравнивают с двумя птицами, которые сидят на одном дереве, символизирующем физическое тело. Атма занята вкушением плодов дерева (кармы), в то время как Параматма лишь наблюдает за живым существом, оставаясь свидетелем его деятельности.

Во второй песни «Шримад-Бхагаватам», в главе «Господь в сердце», описан облик и размер Параматмы, пребывающей в духовном измерении, в сердце человека, на которую медитируют дхьяна-йоги: «Господь, пребывающий в сердце, величиной не более пяди [расстояния между кончиками большого и безымянного пальцев]. В четырех руках Он держит лотос, колесо от колесницы, раковину и палицу» (2.2.8). Описание другой формы Параматмы с раковиной, диском, палицей и лотосом в руках приведено в третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (3.28.13-33).

Подробно тема Высшей Души, Параматмы, в ведических писаниях освящена в «Параматма-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами.