Вегетарианство в христианстве

 

«Вегетарианство в христианстве»

 

Отказ от мяса в христианстве как «учение для посвященных»

В сознании современных людей идея вегетарианства, как обязательного компонента духовной практики,  связана в большей степени с восточными (ведическими, буддистскими) традициями и мировоззрением. Однако причина такого представления вовсе не в том, что практика и учение Христианства не содержит идеи отказа от мяса. Она в другом: с начала возникновения Христианства на Руси его подходом была определенная «политика компромисса» с потребностями простого народа, не желающим «углубляться» в духовную практику, и с прихотями власть имущих.  Показательным примером  является «Сказание о выборе веры князем Владимиром», содержащиеся в «Повести временных лет» за 986 год. О причине неприятия ислама Владимиром сказание говорит так:  «Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье и подавно сказал: «Не можем без того быть, ибо веселие на Руси есть питие»». Нередко эту фразу толкуют как начало широкого распространения и пропаганды пьянства среди русского народа. Сталкиваясь с подобным мышлением политиков, церковь не проповедовала широко о необходимости отказа от мяса и вина для основной массы верующих. Не способствовал этому также климат и сложившиеся кулинарные традиции Руси.  

Итогом  стало следующее положение вещей. Для восточных духовных школ требование отказа от мяса является экзотерическим наставлением:  знанием, которое раскрывается публично и является обязательным требованием для каждого. В христианстве же идея воздержания от мяса является эзотерической, т.е. тайной, передающейся внутри традиции среди тех, кто желает серьезно практиковать аскетизм и обуздание плоти, прежде всего, в монашеской среде.

 

Посты в христианстве

Единственный случай воздержания от мяса, хорошо известный и монахам и мирянам - это Великий Пост. Этот пост можно с уверенностью назвать самым главным для любого верующего православного человека. Также его называют Святой Четыредесятницей, в память о 40 днях поста Иисуса Христа, пребывающего в пустыне. За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная неделя - воспоминание страданий (страстей) Христовых, которые добровольно принял на себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная неделя заканчивается главным и самым светлым христианским праздником - Пасхой или Христовым Воскресением.

Во все дни поста запрещается употреблять «скоромную» пищу: мясо и молочные продукты. Строго запрещено также курить и пить алкогольные напитки. Церковный устав разрешает в субботние и воскресные дни Великого поста испивать на трапезе не более чем три красовули (сосуд размером со сжатый кулак) вина. Рыба разрешается в пищу только немощным, в виде исключения. В наши дни во время поста многие кафе предлагают специальное меню, а в магазинах появляются выпечка, майонез и другие широко распространенные продукты без яиц.

В действительности, количество предписанных постов в Христианстве гораздо больше. Православный интернет-ресурс «Просто Пост» сообщает: «Пост как форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела является обязательной практикой для православных христиан, у которых количество постных дней в году может достигать двухсот». Постными днями, в частности, считаются среда и пятница каждой недели.

 

 Воздержание от мяса в Ветхом завете

Согласно Книге Бытия, первоначально, в шестой день творения, человеку и всем животным Господь позволил лишь  растительную пищу: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу» (1.29). Ни человек, ни какое-либо из животных изначально не умерщвляли друг друга и не причиняли друг другу никакого вреда. Всеобщая «вегетарианская» эпоха продолжалась  вплоть  до  времени растления человечества перед всемирным Потопом.  В  Библии противопоставляются друг другу два образа:

Питание овощами, фруктами и злаками - чистая жизнь и преданность Богу, жизнь Адама и Евы до грехопадения.

Питание мясом - жизнь в блуде и чревоугодии, идолопоклонничество и развращение людей.

Многие эпизоды ветхозаветной истории свидетельствуют о том, что разрешение на мясную пищу - это лишь уступка упрямому желанию человека. Именно поэтому, когда израильский народ выходил из Египта,  символизирующего порабощение духа началом материальным,  вопрос «кто накормит нас мясом?» (Числ. 11, 4) расценивается Библией как «прихоть» - ложное устремление  человеческой  души. В Книге Чисел рассказывается о том, как, недовольные посланной им Господом манной, евреи стали роптать, требуя в пищу мясо. Разгневанный Господь послал им перепелов, но на следующее утро все, кто ел птиц, были поражены моровой язвой: «33. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. 34. И нарекли имя месту сему: Киброт - Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ» (Числ. 11, 33-34).

Вкушение мяса жертвенного животного  имело, прежде всего, символический смысл (принесение в жертву Всевышнему животных страстей,  влекущих ко греху).  Древняя традиция,  закрепленная затем в Законе Моисеевом, предполагала, фактически, лишь ритуальное употребление мяса.

 

Воздержание от мяса в Новом Завете и апостольская традиция

«Новый Завет» содержит ряд описаний, внешне не согласующихся с идеей вегетарианства. Например, знаменитое чудо, когда Иисус накормил множество людей двумя рыбами и пятью хлебами (Мф.15:36). Однако следует помнить не только о буквальном, но и о символическом значении данного эпизода. Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова "ichthus" - рыба. В действительности, он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: "Iesous Christos Theоu Uios Soter" -"Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель". Частые ссылки на рыбу символически указывают на Христа, не имея ничего общего с поеданием мертвой рыбы. Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться более на смерти Иисуса, чем на его выдающейся жизни.

Отдельного разбора заслуживает история переводов Евангелий на различные языки мира. Например, еще в английской Библии времен короля Георга ряд мест Евангелий, в которых употребляются греческие слова «trophe» (питание) и «broma» (пища), переводились как «мясо». К счастью, в православном синодальном переводе на русский язык большинство таких неточностей исправлены. Однако в фрагменте об Иоанне Крестителе говорится: он питался «акридами», что нередко трактуется как «род саранчи» (Матф. 3,4). В действительности же, греческое слово «locusts» относится к плодам псевдоакации или рожкового дерева, что и было хлебом Св. Иоанна.

В апостольской традиции мы встречаем  упоминания о пользе воздержания от мяса для духовной жизни. У апостола Павла находим: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21). «Потому, если пища соблазняет брата моего, то не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». (1 Коринф. 8:13).

Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, и Никифор - церковные историки, сохранили в своих книгах свидетельство Филона- иудейского философа, современника апостолов. Хваля добродетельную жизнь христиан египетских, он говорит: «Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим. <...> Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп (горькую траву)».

 

Отказ от мяса в христианском монашестве

В подвижническом христианском монашестве пост понимался как одна из важнейших практик обуздания страстей, путь к «бытию ангельскому на земле», и стяжанию полноты богопознания. Сохранился знаменитый «Устав отшельнической жизни» Св. Антония Великого (251-356 гг.), одного из основателей института монашества. В главе «О пище» Св. Антоний пишет: (37) «Мяса совсем не ешь», (38) «к месту, где точат вино, не подходи». Насколько эти изречения отличаются от широко пропагандируемых образов полных, не вполне трезвых монахов с чашей вина в одной руке, и сочным окороком в другой!  

Упоминания об отказе от мяса, наряду с прочими практиками духовного делания, содержатся в биографиях многих выдающихся подвижников. «Житие Сергия Радонежского, чудотворца» сообщает: «С первых же дней своей жизни младенец показал себя строгим постником. Родители и окружающие младенца стали замечать, что он не питался молоком матери по средам и пятницам; не прикасался он к сосцам матери и в другие дни, когда ей случалось употреблять в пищу мясо; заметив сие, мать вовсе отказалась от мясной пищи».

 Строгим вегетарианцем был и столь почитаемый в народе Св. Серафим Саровский. «Житие» свидетельствует: «Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн.   В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом". Около трех лет преподобный питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его келии». Сохранились также воспоминания о том, как Св. Серафим кормил хлебом, который ему приносили из монастыря, огромного медведя.

Достаточно ознакомиться с биографиями христианских подвижников и святых, чтобы заметить, сколь часто практиковалось ими воздержание от мяса.

Например, блаженная Матрона Анемнясевская (XIX в.) с детства была слепой. Особенно строго соблюдала она посты. С семнадцати лет не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Св. мученик Евгений, митрополит Нижегородский (нач. XX в.). С 1927 по 1929 годы находился в ссылке в Зырянском крае (Коми А.О.). Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время.

Последнее из воплощений образа христианского старца на телеэкране - это гениальный, признанный Церковью фильм Павла Лунгина «Остров».  В одном из эпизодов главный герой, отец Анатолий, говорит:

«-Все продать подчистую.

-Все?

-Все подчистую. Слышь? Продашь, не пожалеешь. За твоего хряка, я слышал, хорошие деньги дадут. Славный хряк. Ты знаешь, кабы я мясо ел, я б у тебя его сам бы купил».

 

Станислав Зюзько, 20 ноября 2011, для «Джаганнатх-journal»