VedantistВедическое мировоззрениеБог и боги

Бог и боги

Бог и боги

В европейском мышлении существует представление о двух моделях мировоззрения. Монотеизм - учение о едином Боге, и политеизм - язычество, поклонение множеству богов, которые олицетворяли силы природы. Однако ведическое мировоззрение сочетает эти два подхода в гармоничное целое.

Веды объясняют, что существует Верховный Господь, Бог богов, Причина всех причин. Но также они говорят о существовании множества личностей, которые управляют теми или иными процессами на этой Земле - богов (дэвов). Боги материального мира не действуют независимо, они являются слугами Всевышнего. Их можно сравнить с множеством чиновников, управляемых президентом. Боги смертны, но Всевышний находится вне власти времени.

Далеко не все обитатели высших миров отвечают за какие-либо процессы на земле. Время в этих мирах течет с другой скоростью и тела их обитателей состоят из других  типов материи. Поэтому непосредственно воспринимать богов в нашу эпоху могут только просветленные подвижники и великие йоги.

 

 

Личностное восприятие мира: теоморфизм VS антропоморфизм

Каждый объект нашего мира существует во множестве измерений. Например, человек и летучая мышь воспринимают пространство совершенно по-разному. В зависимости от уровня сознания наблюдателя, он может постигать явления этого мира более глубоко или более поверхностно. Ведические мудрецы сознавали, что все в этом мире личностно и обладает сознанием. Реки, горы, планеты и прочие явления природы, которые кажутся нам «неодушевленными», в действительности, являются личностями.

Современные ученые полагают, что в древности люди «очеловечивали» окружающую действительность, наделяя неживые объекты (дождь, огонь, реки) качествами людей. Подобный взгляд на мир называется учеными «антропоморфизмом» (от греческого «антропос» - «человек» и «морфос» - форма). Но, в действительности, мировосприятие ведических мудрецов следует назвать «теоморфизмом» (от греческого «Теос» - Бог, Абсолют).

Все религии говорят, что мы «по образу Божьему». Однако повсюду в этом мире можно видеть сочетание мужского и женского начал. Веды раскрывают, что в Абсолюте также представлены мужская и женская ипостаси.

Священное ведическое писание, «Бхагавад-Гита» сравнивает этот мир с перевернутым деревом, корни которого находятся вверху, а крона - внизу. Это означает, что этот мир является лишь тенью, искаженным отражением духовного мира.  

Ведические мудрецы не просто осознавали все предметы и явления как личности, но и воспринимали их как субъекты мужского или женского пола. Они видели каждое явление этого мира как «теневые проявления» Абсолюта в мужском или женском аспектах.

Послушать

  • SH Антропоморфизм VS теоморфизм
  • AVM Личностное восприятие мира

Все аудио

Почитать

Все тексты

Теги

Бог и боги