Брахмáн

Брахмáн

- 1. Всеохватывающий аспект Абсолюта, наряду с всепроникающим (Параматма) и Всепривлекающим (Бхагаван) («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). Слово «Брахман» можно перевести как «величайший», «всеохватывающий», либо как «дух», «мир сознания». В Бхагавад-гите постижение Брахмана описано во множестве стихов, например, в 13.31.

Три уровня мироздания, описанные в Бхагавад-гите (15.16-18), - это уровень кшара (обусловленные души, материальный мир), уровень акшара (мир Брахмана, освобожденные души) и уровень пурушоттама (мир Бога, превосходящий миры не только обусловленных, но и освобожденных душ). Эти три мира можно описать, соответственно, как мир эксплуатации, отречения и служения (бхога, тьяга и сева).

Брахман именуют также брахмаджйоти, что можно перевести как «духовное сияние». Его яркое описание приведено в «Мундака-упанишаде» (2.2.10,11): «В духовном царстве, лежащем за пределами материальных вселенных, разлито безграничное сияние Брахмана, не затронутое мирской скверной. Те, кто достиг духовного самосознания, знают его как неоскверняемый светоч светочей. В мире духа нет нужды в солнечном и лунном свете, огне или электричестве. Воистину, всякий свет, воспринимаемый в материальном мире, представляет собой всего лишь отблеск этого света». Подобно тому, как обычный свет состоит из фотонов, Брахман состоит из множества душ, вечных искр сознания (Бхагавад-гита, 8.3; 15.7), пребывающих на границе между духовным и материальным мирами.

Сам Брахман и составляющие его души в общем смысле являются сиянием тела Говинды, Шри Кришны («Брахма-самхита», 40). В Бхагавад-гите (14.27) Кришна утверждает: «Несомненно, Я - основа Брахмана» (брахман̣о хи пратиш̣т̣ха̄хам). При более пристальном рассмотрении источником душ и сияния Брахмана следует считать Маха-Вишну («Вишну-пурана», 6.5.66-69). Согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к десятому стиху «Брахма-самхиты»: «Индивидуальные души, дживы, излучаются как корпускулы лучей сияния, исходящего от Маха-Вишну». Силой Своего взгляда Маха-Вишну позволяет некоторому количеству душ, пребывающих в Брахмане и желающих соприкоснуться с миром материи (вследствие развития духа эксплуатации), войти в это измерение. В Упанишадах сказано: «Всевышнему некуда было бросить взгляд, и тогда Он сотворил материальный мир» (са аикш̣ата лока̄н ну ср̣джа̄ ити) («Айтарея-упанишада», 1.1.1). Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет: «Господь бросает взгляд на мир материи, который оживляет его. Частицы света, которые излучает взгляд Маха-Вишну [обращенный в сторону мира материи], и есть обусловленные души» («Джайва-дхарма», т. I. гл. 13). Более подробно этот процесс описан в стихах 6-21 «Брахма-самхиты».

Два вида просветления, описанные в Бхагавад-гите, - это осознание себя душой, частицей Брахмана (14.26), а затем - осознание Всевышнего, источника, основы Брахмана (14.27). Качества человека, осознавшего себя душой, частицей Брахмана, приведены в Бхагавад-гите (18.54): «Тот, кто осознал себя душой, исполнен надмирной радости, он ни о чем не скорбит и ничего не желает. Он равно относится ко всем живым существам и достоин обрести сокровище преданности Мне». Однако, согласно Бхагавад-гите, осознание «я един с Брахманом» (брахма-бхӯтах̣) - это не конец пути. Он ведет дальше - в мир преданности Всевышнему (мад-бхактим̇ лабхате пара̄м).

Брахман - статичный и однородный аспект Реальности (Бхагавад-гита, 12.3,4), поэтому иногда его именуют «безличным» (имперсональным) проявлением Абсолюта. Однако при детальном рассмотрении Брахман, безусловно, не безличен, т. к. состоит из душ. Другие наименования Брахмана, встречающиеся в Бхагавад-гите - это акшара и кутастха.

2. Общее обозначение Абсолютной Истины во всех трех Ее аспектах (Бхагаван, Параматма и Бхагаван). Например, в Бхагавад-гите (13.13-18) сказано, что Брахман есть «объект познания». В этом значении понятие «Брахман» близко к понятию «Ва̄судева» - общему представлению о Боге как Личности. Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Кто есть Васудева? Тот, Кто связан с величайшим началом в бытии и малейшим началом. Тот, Кто способен принять в Себя, объять Собой все сущее. И Тот, Кто живет во всем сущем. Он существует повсюду, во всем и вне всего - таков Васудева».

3. Брахман в общем смысле может означать «надмирную Реальность за пределами рождения и смерти», «мир духа». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Материю можно уподобить айсбергу, который плавает в океане сознания». В таком значении слово «Брахман» также обозначает вечные духовные обители Бхагавана в различных образах (Вишну, Кришны). Пример - это стих о посмертной судьбе душ из «Брихад-араньяка-упанишады» (6.2.15): «В этих мирах Брахмана они живут вдали, возвеличенные. Для них больше нет возврата». В «Шримад-Бхагаватам» (2.5.39) вечные духовные миры также названы «брахма-лока сана̄тана̄х̣».