Веды о влиянии мясной пищи на сознание
С.В. Зюзько
Влияние мяса на сознание и ведическое учение о гунах (энергиях мироздания)
Сакральный смысл питания
В современном мире употребление пищи воспринимается чаще всего на бытовом уровне. Олицетворение этого подхода - менеджер, бегущий на долгожданный перерыв, и попутно пережевывающий гамбургер. В древних культурах этот процесс был сакральным, наделенным священными и магическими смыслами. Индейские охотники, убивая лося, поклонялись ему как тотему и «хозяину», прося простить их за этот поступок. Блины, выпекаемые славянскими язычниками в праздник равноденствия, символизировали возвращающееся солнце, делая тех, кто угощался ими, сопричастными к космическому действу.
Употребление мяса и учение о гунах в «Бхагавад-гите»
Особое внимание в древних культурах уделяли воздействию пищи на сознание. На Востоке учение о таком влиянии было частью учения о гунах - трех основополагающих энергиях мироздания, которые проявляются во множестве феноменов. Краткое описание гун таково:
Саттва-гуна - поддержание, умиротворенность, стремление к самопознанию, отреченность и самоконтроль, миролюбивость, духовность.
Раджа-гуна - сотворение, активность, гордость, склонность к сражению и борьбе, вожделение, желание обрести плоды деятельности.
Тама-гуна - разрушение, деградация, лень, сон, безумие, апатия, депрессия, бездействие, искаженное восприятие окружающей действительности, неведение, страдание и горе.
Так же, как смешивая три цвета - красный, синий и жёлтый, мы получаем бесконечную палитру цветов, так и взаимодействие трёх гун является источником бесконечного многообразия этого мира.
Наиболее полно учение о гунах представлено в 14, 17 и 18 главах «Бхагавад-гиты», центральной частью «Махабхараты», называемой также как «Библией Индуизма». С влиянием гун в этом произведении связываются типы веры, виды счастья, посмертная судьба души и множество других явлений. Так, согласно «Гите» (17.20-22):
-«Помощь другим из чувства долга, без ожидания благодарности, с учетом места, времени и личности просящего, является помощью в благости.
-Помощь ближнему, оказываемая в возбужденном состоянии, в обмен на благодарность, с желанием обрести лучшую жизнь - это помощь в страсти.
-Помощь с презрением или без уважения к просящему, помощь недостойному, в неуместное время и в неподходящем месте - помощь в невежестве».
Аналогичным образом, в зависимости от преобладания той или иной гуны различаются представления человека о счастье:
«-Радость в благости - это радость просветления (ощущения себя вечной частицей сознания) и понимания никчемности мирских страданий.
-Радость в страсти - это радость от соприкосновения с объектами чувств. В начале чувственная радость кажется нектаром, а потом превращается в горький яд.
-Радость в невежестве - это иллюзия от начала до конца. Это радость ленивого, тупого, сонного и праздного» («Гита» 18.36 - 39).
Познакомившись с учением о гунах, мы можем помесить в необходимый контекст учение о влиянии пищи на сознание. «Гита» (17.8-10) утверждает:
«-Пища, которая продлевает жизнь, прибавляет сил и здоровья, приносит чувство радости и удовлетворения, относится к благостной. Это здоровая молочная пища, злаки и сочные растения, приятные на вкус.
-Чрезмерно горькая, кислая, соленая, терпкая, острая, сухая и слишком горячая пища нравится людям в страсти. Такая пища приносит страдания и болезни.
-Те, кто в невежестве, предпочитают пищу холодную, безвкусную, с неприятным запахом, несвежую, недоеденную другими, нечистую (такую как, мясо и вино)».
Мясо как наркотик
Взгляд на влияние мяса на человеческий организм, представленный в Ведах, необычен и интересен. Мясо описывается как определенная разновидность наркотика и помещается в одном ряду с вином и чувственными наслаждениями. Часто на вегетарианских ресурсах можно видеть утверждения об «омерзительности и неественности» мясоедения. Однако Веды подчеркивают, что склонность к подобным вещам «естественна, но безобразна» т.к. погружает душу в пучину иллюзии.
В «Шримад-Бхагаватам» сказано (11.5.11): «В этом материальном мире обусловленная душа всегда склонна к сексу, мясоедению, принятию интоксикаций. Поэтому религиозные писания никогда не поощряли эти виды деятельности. Хотя духовные предписания разрешают секс в освещенном браке, употребление жертвенного мяса, и употребление вина в религиозных церемониях, конечной целью всех этих действия является отказ от них».
Ограничения на употребление мяса в духовных традициях
Примером ограничения употребления мяса в Ведах является, например, практика приношений козлов Матери Кали. Описание такой жертвенной церемонии приводится в «Маркандея-пуране». Согаласно ведической классификации 18 основных Пуран она предназначена для тех, кто находится в гуне страсти, т.е. для людей, не способных к отказу от наслаждений и следованию глубоким духовным практикам.
Чтобы принести богине Кали в жертву козла, человек должен приурочить совершение
этой церемонии к определенной дате. Этот вид пуджи (обряд поклонения), разрешается совершать только в безлунную ночь, один раз в месяц. Совершая жертвоприношение, человек должен произносить определенные мантры, обращаясь к жертвенному козлу. Одна из них такого содержания: «Твою жизнь я приношу в жертву богине Кали, и поэтому в следующей жизни ты получишь человеческую форму жизни». Чтобы обрести человеческую форму жизни, живое существо, как правило, проходит длительный путь эволюции, который занимает множество жизней. Однако животное, принесенное в жертву богине Кали, получает возможность уже в следующей жизни родиться в человеческом теле.
Само слово мясо на санскрите звучит как «мам-са» что означает дословно «меня ты затем». Это означает, что живое существо, принесенное в жертву, в своей следующей жизни будет есть плоть того, кто совершает это жертвоприношение. Такая идея действует отрезвляюще на человека, ибо заставляет задуматься, стоит ли ему предаваться мясоедению, если в следующей жизни придется расплачиваться за это собственной плотью.
Воздержание от употребления мяса коровы у древних славян
В мировых религиях существуют многочисленные практики воздержания от мяса в период постов, а также отказ от употребления тех или иных его видов (например, в исламе это свинина). У всех индоевропейских племен (предков славян, англичан, немцев и многих других народов) в древности существовал запрет на употребление мяса коровы, которую почитали как мать. Согласно исследованиям Института славяноведения РАН, у славян убийство коров не допускалось: «Корова - наиболее почитаемое из домашних животных <...>. В древности славяне не забивали коров на мясо. Корову не режут, а продают даже в случае болезни или старости. И фактическая и условная продажа заболевшей коровы воспринимается как магическое средство, способствующее её выздоровлению» (Славянская мифология. А - Я. Энцикл. словарь. С. 248).
Неупотребление мяса в Христианстве
В Христианстве наиболее яркие призывы к воздержанию от мяса мы находим у апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21). «Потому, если пища соблазняет брата моего, то не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». (1 Коринф. 8:13). Для многих христианских подвижников отказ от мяса был нормой.
Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, и Никифор - церковные историки, сохранили в своих книгах свидетельство Филона, философа, современника апостолов. Хваля добродетельную жизнь христиан египетских, он пишет: «Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим. <...> Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп (горькую траву)».
Отец Анатолий, образ современного христианского подвижника в фильме «Остров», также говорит: «За твоего хряка, я слышал, хорошие деньги дадут. Славный хряк. Ты знаешь, кабы я мясо ел, я б у тебя его сам бы купил».
Практика освящения пищи
Итак, отказ от мясной пищи и следование вегетарианской диете позволяет человеку находится в саттва-гуне, состоянии благости. Однако это достижение нельзя назвать высшим, ведь саттва-гуна является формой обусловленности материей. «Бхагавад-гита» (14.6) свидетельствует: «Поскольку состояние благости чище двух других, оно позволяет видеть окружающий мир в менее искаженном свете и приносит чувство умиротворения. Однако оно превращает единицу сознания (душу) в раба знаний и благополучия».
Находясь под влиянием любой из трех гун, человек остается в пределах материальной вселенной. «Гита» (14-15) повествует об этом так:
«-Если смерть настигает душу, когда та находится под влиянием благости, она отправляется на планеты небожителей,
-Если душа умирает в состоянии страсти, она рождается в обществе деятельных людей, работающих ради собственной выгоды.
-Если она умирает в невежестве, то рождается в утробах животных».
Тот, кто находится под влиянием гуны благости, согласно Ведам, после смерти рождается в мирах богов. Однако превыше этого - духовный мир, подлинная Родина души. «Все планеты материального мира, - от самой высшей и до самой низшей - представляют собой место страданий, место повторяющихся рождений и смертей. Однако тот, кто достигает Моей обители, о сын Кунти, никогда больше не родится вновь». («Гита», 8.16).
Употребление вегетарианской пищи, согласно Ведам, должно стать частью духовной практики. Кришна говорит об этом так: «предложи Мне цветок, плод, воду - и Я с радостью приму это» («Гита» 9.26).
Когда пища предложена Всевышнему, она переходит в категорию «нир-гуна» - «свободная от влияния материальной энергии», и именуется «прасад» - «милость Господа». Соприкосновение с прасадом пробуждает в человеке осознание своей духовной сущности и позволяет осуществить йогу - связь с Источником, Кришной, Всепривлекающим Абсолютом.