А.Ч. Бхактиведанта Свами. Совершенство йоги
Йога в наше время
Господь Кришна, Верховная Личность Бога, говорит о высшей системе йоги в шестой главе "Бхагавад-гиты". В этой главе Он дал подробное описание хатха-йоги. Не надо забывать, что мы, участники Движения сознания Кришны, строим свою проповедь на основе "Бхагавад-гиты". Мы ничего не выдумываем. Бхакти-йога - это авторитетная система духовной практики, и если вы хотите постичь Бога, вам следует встать на путь бхакти-йоги, потому что в конце шестой главы "Бхагавад-гиты" делается вывод: лучший из йогов - это тот, кто постоянно погружен в мысли о Кришне.
Кришна, величайший знаток йоги, посоветовал Арджуне применить восьмиступенчатую систему йоги. Чтобы заниматься йогой по этой системе, прежде всего нужно найти очень уединенное и святое место. Невозможно заниматься медитацией, предусмотренной восьмиступенчатой системой йоги, живя в современном городе. Из этого ничего не получится. Вот почему в Индии те, кто очень серьезно намерен заниматься йогой, отправляются в Хардвар, очень уединное место в Гималаях, и живут там в одиночестве, строго ограничивая себя в еде и сне и полностью отказываяь от половой жизни. Все эти правила и предписания нужно очень строго соблюдать. Просто заниматься напоказ гимнастикой - это не совершенство йоги. Заниматься йогой - значить обуздывать свои чувства. Если вы занимаететсь йогой напоказ, не обуздывая при этом чувства, вам никогда не достичь в ней успеха. Необходимо найти священное место и, расположившись в нем, сидеть с полузакрытыми глазами, сосредоточив взор на кончике своего носа. Восьмиступенчатая система йоги содержит много правил и предписаний, которым современный человек не в состоянии следовать.
Даже 5000 лет назад, когда ситуация в мире была не такой, как сейчас, применить эту систему йоги не практике было очень трудно. Даже такой выдающийся человек, как Арджуна - член царской семьи, великий воин и близкий друг Кришны, постоянно общавшийся с Ним, - услышав в личном разговоре с Кришной об этой систете, сказал: "Дорогой Кришна, я не смогу заниматься этой системой йоги". Он откровенно признался: "Я не в состоянии следовать этим правилам и предписаниям и обуздывать свой ум". Задумаемся: если 5000 лет назад такой человек, как Арджуна, сказал, что неспособен заниматься восьмиступенчатой системой йоги, как же мы сможем применять ее в наши дни?
Жизнь современных людей очень коротка. В Индии средняя продолжительность жизни тридцать пять лет. Может быть, в вашей стране она выше. И все же, хотя ваш дедушка жил сто лет, вы столько едва ли проживете. Все это меняется. Продолжительность жизни будет уменьшаться. В богооткровенных писаниях предсказывается, что в эту эпоху жизнь людей будет становиться все короче и у них будет оставаться все меньше сострадания и разума. Современный человек не отличается силой, и продолжительность его жизни очень мала. Мы постоянно охвачены беспокойством и практически ничего не знаем о духовной науке.
Наука о душе
Например, в мире существуют сотни и тысячи университетов, но ни в одном из них нет факультате, где преподавалась бы наука о душе. В действительности все мы духовные существа, души. В "Бхагавад-гите" объясняется, что мы переселяемся из одного тела в другое, причем даже в течение одной жизни. У каждого из нас когда-то было тело младенца. Где теперь это тело? Его больше нет. Теперь я старик, однако я помню, что когда-то я был младенцем. Я до сих пор помню себя в шестимесячном возрасте: я играл, лежа на коленях своей старшей сестры, а она что-то вязала. Я помню это, а значит, любой человек может вспомнить, что у него было маленькое тело. После тела младенца у меня было тело отрока (подростка), затем - тело юноши, а сейчас я нахожусь в этом теле. А где же те тела? Их больше нет. Сейчас я нахожусь в другом теле. В "Бхагавад-гите" объясняется, что, покинув нынешнее тело, я должен буду получить следующее. Это совсем не трудно понять. Я уже сменил очень много тел, а не только тело младенца, подростка и юноши: ведь, в соответствии с медицинской наукой, незаметная простым глазом смена тела происходит каждую секунду. Стало быть, душа при этом не меняется. Хотя я сменил много тел, я помню, как у меня было тело младенца, тело подростка и т.д., и остаюсь при этом все той же личностью, душой. Аналогичным образом, когда я окончательно сменю это тело, то должен буду получить следующее. Это простой принцип сформулирован в "Бхагавад-гите", и каждый может обдумать его. Кроме того, нужно провести научные исследования в этой области.
Смысл жизни
Недавно я получил письмо от одного врача из Торонто. Он пришел к выводу (утверждает), что кроме тела существует также душа. Я вступил с ним в переписку. Это действительно так: душа существует, и тому есть немало подтверждуний, причем не только в ведической литературе, но и в нашем повседневном опыте. Душа существует, и она переселяется из одного тела в другое, но, к сожалению, в университетах этот вопрос серьезно не исследуется. Это не очень хорошо. В "Веданта-сутре" сказано: "Человеческая форма жизни предназначена для поиска духа, то есть Абсолютной Истины". С помощью системы йоги человек, находящийся в материальном мире, ищет духовное начало. В "Бхагавад-гите" Сам Кришна говорит, что человек должен вести такой поиск. Хотя Арджуна признался, что неспособен применять предложенный Кришной метод, то есть хатха-йогу, Кришна заверил его в том, что он, Арджуна, является лучшим из йогов. Он сказал Арджуне: "Из всех йогов - хатха-йогов, гьяна-йогов, дхьяна-йогов, бхакти-йогов, карма-йогов - ты самый лучший". Кришна говорит: "Тот, кто постоянно погружен в мысли обо Мне, медитируя на Меня, пребывающего в его сердце, является лучшим из всех йогов".
Любовь - основа медитации
Кто может быть постоянно погружен в мысли о Кришне? Это совсем не трудно понять. Если вы кого-то любите, то сможете постоянно думать о нем, а иначе это невозможно. Если вы кого-то любите, то само собой получается, что вы постоянно о нет думаете. Об этом говорится в "Брахма-самхите". Тот, кто развил в себе любовь к Богу, Кришне, способен думать о Нем постоянно. Не забывайте, пожалуйста, что, говоря о Кришне, я имею в виду Бога. Одна из имен Кришны - Шьямасундара - означает, что у Него тело темного цвета, но тем не менее Он очень красив. В "Брахма-самхите" есть стих, в котором говорится, что санта, святой, то есть тот, кто развил в себе любовь к Шьямасундаре, Кришне, постоянно погружен в мысли о Господе. На самом деле, когда человек, практикующий систему йоги, достигает самадхи, он непрерывно думает о Господе, пребывающем в его сердце в образе Вишну. Ум такого человека полностью поглощен этими мыслями.
Кришна, Шьямасундара, - это исходный Вишну. Так утверждается в "Бхагавад-гите". Кришна включает в Себя Брахму, Вишну, Шиву и всех остальных. В ведических писаниях объясняется, что из Кришны появляется Баладева, из Баладевы - Санкаршана, из Санкаршаны - Нараяна, а из Нараяны - Вишну (Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну). Так утверждается в ведической литературе. Итак, Кришна - это исходный Вишну, Шьямасундара.
За пределами заповедей
Такова совершенная система йоги. Любой, кто постоянно погружен в мысли о Кришне, относится к лучшим из йогов. Если вы хотите достичь в йоге совершенства, вам необходимо не ограничиваться соблюдением заповедей, а идти дальше. В действительности, сказать, что человек достиг в йоге совершенства, можно в том случае, если он пребывает в состоянии самадхи, постоянно думая о Господе, пребывающем в его сердце в образе Вишну, и не испытывая ни малейшего беспокойства. Поэтому йоги отправляются в уединенное место, и там, обуздав все чувства и ум и полностью сосредоточившись на образе Вишну, они достигают самадхи. Это называется совершенством йоги. На самом деле заниматься этой системой йоги очено-очень трудно. Какой-нибудь отдельный человек может быть способен на это, но в целом писания не рекомендуют заниматься восьмиступенчатой йогой.
Духовная практика для нашей эпохи
Харер нама харер нама харер наамаива кевалам /калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха: "Сейчас, в эпоху Кали, чтобы обрести спасение, человек должен петь святые имена Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути" ("Брихад-нарадия пурана").
Метод йоги, рекомендованный для тех, кто жил в Сатья-югу, Золотой век, заключался в том, чтобы постоянно медитировать на Вишну. В Трета-югу можно было продвигаться по пути йоги, проводя грандиозные жертвоприношения, а в Двапара-югу можно было достичь совершенства, поклоняясь Божествам в храме. Нынешняя эпоха называется Кали-югой. Кали-юга - это век ссор и разногласий. Сейчас никто ни с кем не соглашается: у каждого своя теория, своя философия. Если я с вами не согласен, вы начинаете со мной сражаться. Таков признак Кали-юги. Единственный метод, который рекомендуется применять в эту эпоху, - это пение святого имени. Просто произнося святое имя, можно в совершенстве постичь свое "Я", то есть достигнуть цели, которая в Сатья-югу достигалась с помощью медитационной йоги, в Трета-югу - с помощью грандиозных жертвоприношений, а в Двапара-югу - с помощью пышного поклонения в храмах. Достичь этой цели можно с помощью простого метода - Хари-киртана. Слово "Хари" означает "Верховная Личность Бога", а киртана - прославлять.
Шри Чайтанья
Этот метод рекомендован в священных писаниях, и 500 лет назад ему учил Чайтанья Махапрабху. Он появился в городе, который называется Навадвипой и расположен примерно в шестидесяти милях к северу от Калькутты. Это священное место, которое до сих пор посещают паломники. У нас есть там центр, храм. В этом месте появился Чайтанья Махапрабху, и там Он положил начало массовому движению санкиртаны, участвовать в котором могут все без исключения. Чайтанья Махапрабху предсказал, что это движение охватит весь мир и что мантру Харе Кришна будут петь в каждом городе и деревне на земле. Идя по стопам Господа Чайтаньи Махапрабху и выполняя Его волю, мы пытаемся повсюду распространить движение санкиртаны, то есть пение Харе Кришна, и наши усилия приносят немалый успех. Я проповедую главным образом за пределами Индии: по всей Европе, в Америке, Японии, Канаде, Австралии, Малайзии и т.д. Я принес в эти страны движение санкиртаны, и теперь у нас есть центры по всему миру. Деятельность этих восьмидесяти центров вызывает у людей огромное воодушевление. Я не привез этих юношей и и девушек из Индии, но они очень серьезно вопринимают это движение, поскольку оно обращается непосредственно к душе.
Мы не есть это тело
Каждый человек, в зависимости от уровня своего развития, отождествляет себя либо с телом, либо с умом, либо с интеллектом, либо с душой. Мы отдаем предпочтение именно духовной концепции жизни. Те, кто по влиянием иллюзии отождествляет себя с телом, находятся на одном уровне с кошками и собаками. Если мы считаем себя телом - значит, мы ничем не лучше кошек и собак, потому что они придерживаются точно таких представлений о жизни. Мы должны понять: "Я - не тело". Это то, что Кришна пытался объяснить Арджуне в самом начале своих наставлений, "Бхагавад-гиты": "Прежде всего постарайся понять, кто ты. Чего ради ты отождествляешь себя с телом и предаешься скорби? Ты должен сражаться. Конечно, ты сокрушаешься из-за того, что тебе придется сражаться со своими двоюродными братьми и премянниками. Но прежде всего пойми, кто ты: тело или нечто другое". С этого начинается "Бхагавад-гита". Кришна попытался довести до понимания Арджуны, что сам Арджуна и его тело - это не одно и то же. Это наставление предназначено на только для Арджуны, но и для всех остальных. Прежде всего мы должны усвоить: "Я - не тело, я - духовная душа". Именно этому учат Веды.
Человек или животное?
Когда человек обретает твердую уверенность в том, что он - не тело, это означает, что он достиг уровня брахма-бхуты, то есть осознал Брахман. Это и есть знание, подлинное знание. Если человек обретает знание лишь о том, как есть, спать и совокупляться, значит, он обретает знание на животном уровне.
Собака тоже знает, как есть, спать, совокупляться и обороняться. Если мы учимся только этому (собака ест так, как ей определено природой, и мы тоже едим, только делаем это, сидя за столом, и наши блюда как следует приготовлены), это нельзя назвать настоящим образованием, потому что в сущности мы занимаемся тем же, что и собака, то есть едим.
Или, например, вы можете спать в уютной комнате в шестиэтажном или в 122-этажном здании, а собака может просто лежать на улице, но когда и вы и собака спите, вы находитесь в одинаковом положении. Вы не знаете, спите ли вы в небоскребе или лежа на земле, поскольку то, что вам снится, уносит вас то того места, где вы спите. Забыв о том, что ваше тело лежит на постели, вы парите в воздухе и наблюдаете свои сны. Следовательно, создание лучших условий для сна не свидетельствует о прогрессе цивилизации.
Точно так же, у собак нет каких-либо общественных условностей в том, что касается секса. Стоит ей увидеть собаку противоположного поло, как она тут же, прямо на улице, совокупляется с ней. Вы можете совокупляться, укрывшись от посторонних глаз и не привлекая ничьего внимания (хотя теперь люди учатся совокупляться, как собаки), но занимаетесь вы тем же, что и собака, - совокупляетесь.
То же и с самозащитой: у собаки, чтобы защитить себя, есть зубы и когти, а у вас - атомные бомбы. Но суть в обоих случаях та же - самозащита. Потому-то в священных писаниях говорится, что смысл человеческой жизни не сводится к тому, чтобы следовать этим четырем принципам, то есть удовлетворять потребности тела. Есть у нее и другое предназначение: человек должен стремиться обрести знание об Абсолютной Истине. В современной цивилизации люди не получают этого образования.
Второе рождение
В соответствии с принципами ведической цивилизации, брахманом называют образованного человека, то есть того, кто знанет, что такое дух. В Индии к брахманам обращаются как к образованным людям. Однако, чтобы стать брахманом, недостаточно родиться в семье брахмана. Брахман должен знать, что представляет собой дух.
По происхождению каждый человек относится к шудрам, людям четвертого сорта, однако с помощью методов очищения он может подняться на более высокий уровень. Есть десять методов очищения. Применив все эти методы, человек в конце концов приходит к духовному учителю, и тот дает ему священный шнур. Это символизирует второе рождение человека. В первый раз в качестве родителей выступают отец и мать, а во второй раз - духовный учитель и ведическое знание. Это называется вторым рождением. В этот момент человеку, ищущему духовного знания, дается возможность изучить и понять Веды. Тщательно изучив все Веды, он осознает духовную природу и свою связь с Богом и таким образом становится брахманом. А когда человек поднимается над этим уровнем, то есть над безличным осознанием Брахмана, и постигает Господа Вишну, Верховную Личность Бога, он становится вайшнавом. Таков путь, ведущий к духовному совершенству.