Свами Б.Р. Шридхар. Труд любви
Жизнь без труда?
Наишкармйам парам сиддхим. Идея, состоящая в том, что я должен трудиться ради того, чтобы жить, является очень несправедливой. Если я хочу жить, то я должен трудиться; это очень несправедливо. Поэтому древние учёные искали такое положение, находясь в котором мы могли бы жить не работая, где, без приложения каких бы то ни было усилий, мы могли бы жить очень и очень легко. Они развернули целую кампанию по открытию или изобретению вышеозначенного положения. Иногда идея нишкармы вызывает огромный интерес в обществе. Они хотят жить без сопряжённых с трудом беспокойств, и именно поэтому капиталисты и используют компьютеры и так много машин вместо столь распространённого ручного труда. Ручной труд сделался настолько неуместным, что капиталисты хотят полностью от него избавиться.
Рецепты древних мудрецов
Древние учёные временами бывали очень озабочены тем, чтобы открыть некое социальное положение, в равной степени предназначавшееся бы для всех душ, в котором те могли бы жить без работы, без кармы: найшкарма. Они пришли к пониманию того, что самоудовлетворения, атмарамата, можно достичь посредством полного прекращения какой бы то ни было деятельности.
Будда и Шанкар
Для поддержания этой концепции они говорили о том, что Будда и Шанкара пришли дать освобождение посредством указывания на то, что существует некое состояние самадхи, подобное тому, что мы испытываем во время глубокого сна. Они также говорили о том, что если мы сможем достичь этого уровня полного отсутствия труда, то тогда мы далее будем в состоянии жить счастливо и при этом мы не обнаружим здесь никаких беспокойств.
Труд любви
И Шукадева Госвами полностью с этим соглашается: «Да, найшкарма также находится здесь». Но в Шримад Бхагаватам он представляет новую форму найшкармы: «Ты говоришь, что работа является очень болезненной, очень изнуряющей. Ты говоришь, что труд является потерей энергии. Но сейчас я хочу представить тебе некий идеал жизни, в которой нет потери. Ты далее будешь трудиться, но уже без потери энергии».
Каким образом?
Йатра гьяна-вирага-бхакти-сахитам наишкарммйам авишкритам, - Мы открыли, или изобрели, новый вид найшкармы: гьяна-вирага-бхакти.
Гьяна и вайрагья привели Будду и Шанкару к самадхи, но школа Бхагаватам говорит: «Нет, нет, ты не должен привлекаться этим, Это не так, что ценой своего собственного личностного существования ты должен будешь приобрести найшкарму, жизнь без работы. Пребывая в самадхи, ты будешь нигде, поэтому это является самоубийством для каждого, кто будет приобретать этот тип найшкармы в самадхи. Но мы даём тебе безболезненный труд, и это является трудом любви. В Шримад - бхагаватам атма (душа) признаётся в качестве вечной, и на уровне вечности ты сможешь сохранять и свою собственную индивидуальность, и при этом ты будешь трудиться. Но атма пребывает выше категории «смертности», и поэтому в этом труде не будет ничего болезненного. Одновременно ты сможешь сохранять свою собственную сущность и положение, обладая неизмеримо лучшей формой жизни».
Боязнь красных облаков
Наш Шрила Гуру Махарадж обычно приводил следующий пример. Если коровник оказывается охваченным пламенем, то коровы естественным образом становятся очень испуганными и выскакивают наружу, и, благодаря пережитому опыту, эти коровы также иногда могут становиться испуганными и при виде появляющихся в небе на рассвете или закате красных облаков. Наш Гуру Махарадж сказал, что буддистская и банкаристская школы обладают тем же самым типом страха, что и коровы при виде красных облаков. Они считают, что после освобождения любая затрата энергии в духовной жизни также производит сопряжённую с совершаемым трудом боль.
Но это является трудом любви, и это принесёт подкрепляющее блаженство, анандам. По мере того, как вы будете тратить свою энергию, к вам будет приходить точно такой же уровень ананды, и в этом не будет никакой потери энергии, поскольку это - вечное измерение; и вы также являетесь вечными. Поскольку все сие пребывает на уровне вечности, здесь не существует никакой потери энергии и вы также при этом можете сохранять и свою индивидуальную, приятную и плодотворную жизнь. Это является жизнью удовлетворения. Это является жизнью прогресса. Вы можете иметь всё, но уже без столь пугающей вас в этом преходящем мире потери энергии. Вы можете припеваючи жить без каких бы то ни было приводящих к смерти последствий.
гьяна-вирага-бхакти-сахитам наишкарммйам авишкритам
Служение Центру - источник энергии
Служение Богу не является трудом. Это - податель, источник энергии. Оно не истощает жизненную энергию, но поддерживает её больше и больше. Это нечто жизньдающее. Чистое служение является жизньдающим, не жизнезабирающим; не убивающим жизненную энергию, но дающим жизненную энергию. На плане вечности всё это представляется в абсолютно противоположном свете, в особенности в сфере Голоки, где всё является трудом любви.
Без труда жители Голоки будут считать себя постящимися, и, наоборот, трудясь, они будут почитать себя очень хорошо накормленными. Служение является подкрепляющим. Оно не является истощающим; оно не является убивающим. Поэтому наше стремление не должно быть в столь большой степени направленным к обретению знания, к попытке узнать всё, но оно должно быть направлено на то, каким образом мы сможем задействовать себя в высочайшего рода деятельности: в служении.
наишкармйам апй ачйута-бхава-варджджитам
на шобхане гьянам алам ниранджанам
кутах пунах шашвад абхадрам ишваре
на чарпитам карма йад апйакаранам
(Шримад Бхагаватам 1.5.12.)
Служение, служение и служение. Не бойтесь того, что служение истощает энергию. Служение является жизньдающим. Оно кормит вас надлежащим образом. Служение!
Юность прекрасна
Мы не должны бояться своей юности - мы должны любить ее. Не потому, что юность можно потратить на поиск чувственных удовольствий, а потому, что ее можно посвятить служению Господу и этим доставить удовольствие Ему. Мы стремимся не к отречению, а к применению. Применение всего в служении Господу - вот высшее благо. И мы хотим быть полными сил.
Во Вриндаване все молоды, и в то же время там всё замечательным образом организовано, устроено, направлено к единой цели и наполнено глубоким смыслом. Зачем нам поклоняться чем-то увядающему, умирающему? Мы поклоняемся высочайшему проявлению энергии, которое есть абсолютное благо. Наш Гуру Махараджа приводил такое сравнение. Когда в хлеву занимается пожар, коровы и быки, видя красное, из страха перед огнем выбегают наружу. Однако, когда они видят красный горизонт, они тоже пугаются, думая, что это огонь, который придет и сожжет их. Майявади страдают тем же самым. Они боятся быть полными сил, боятся изобилия, и поэтому они отрекаются от всего. Если они сталкиваются с изобилием, красотой, юностью, они пугаются, так как всё отрицают. Если они станут наслаждаться, к ним придут последствия.
Но вайшнавы знают, как все использовать в служении Господу, и поэтому они не боятся ничего хорошего. Всё хорошее, привлекательное, прекрасное они применяют в служении Господу. Если нас окружает садху-санга, подлинная красота и истинная любовь, тогда все будет вести нас по пути к Кришне, Прекрасной Реальности.