Обзор принятия идеи реинкарнации

 

Исторический обзор принятия идеи о реинкарнации
в Западных странах

 

Вступление

Немецкий философ девятнадцатого столетия Артур Шопенгауэр однажды заметил: «Если бы азиат попросил меня дать определение понятия «Европа», я был бы вынужден так ответить ему: «Это часть мира, где слепо и упорно верят в то, что человек был создан из ничего и что это рождение есть его первое появление на свет»1.

Действительно, материалистическая наука, господствующая идеология Запада, веками пресекала проявления сколько-нибудь серьезного интереса к проблеме предсуществования и возможности существования сознания отдельно от тела. Тем не менее, на протяжении всей истории Запада находились мыслители, которые понимали и пытались отстоять концепцию бессмертия сознания и переселения души. А огромное количество философов, писателей, художников, ученых и политических деятелей серьезно задумывалось над этой идеей. 

 

Древняя Греция

Среди древнегреческих философов, в чьи учения идея реинкарнации вошла неотъемлемой частью, можно назвать Сократа, Пифагора и Платона. В конце жизни Сократ сказал: «Я нисколько не сомневаюсь в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мертвых»2. Пифагор утверждал, что помнит свои прошлые жизни, а основные труды Платона содержат примеры подробных описаний перевоплощения. Вкратце суть его теории в том, что, влекомая чувственным желанием, чистая душа из мира абсолютной реальности падает на землю и облачается в физическое тело. Сначала опустившаяся в этот мир душа рождается в образе человека, высшим из которых является образ философа, устремленного к высшему знанию. Если знание философа достигает совершенства, он может вернуться в бессмертие. Если же он безнадежно запутался в материальных желаниях, он деградирует и в следующий раз рождается в облике животного. Платон считал, что в следующей жизни обжоры и пьяницы могут стать ослами, люди необузданные и несправедливые могут родиться волками и ястребами, а те, кто слепо следует условностям, вероятнее всего станут пчелами и муравьями. Через некоторое время душа снова эволюционирует до человеческой формы и получает еще одну возможность обрести свободу3. Некоторые ученые полагают, что Платон и другие древнегреческие философы черпали знания о реинкарнации из мистических теорий, подобных орфизму, или из традиций Индии. 

 

Иудаизм

В древней Северной Африке, в Малой Азии и на Среднем Востоке, от Анатолии и Египта до Персии, концепция переселения душ считалась общепринятой. Ветхий Завет содержит некоторые примеры веры в перерождение души в другом теле. Так в Псалмах (90: 3 - 4) говорится: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»»

Сведения о прошлых и будущих жизнях часто встречаются в «Кабале», которая, по мнению многих исследователей иудаизма, содержит ключ к расшифровке тайного смысла священных писаний. В «Зохаре», одном из главных текстов «Кабалы», говорится: «Души должны вернуться в абсолютную субстанцию, из которой они некогда вышли. Но для того чтобы сделать это, они должны развить в себе все совершенства, семя которых заложено в них; и если они не достигнут этого за одну жизнь, им придется начать вторую, третью жизнь и так далее, пока они не обретут состояние, которое сделает их достойными воссоединения с Богом»4. По данным «Большой еврейской энциклопедии», эти взгляды разделяют и евреи-хасиды5.

:Из «Германской Энциклопедии» 1907 года (т.18, стр. 263): «Авторы Талмуда считали доказанным, что Бог создал ограниченное число еврейских душ, чтобы они возвращались в земное существование до тех пор, пока там существовали евреи, может быть, даже в форме животных, чтобы получить какой-то урок. Но все будут очищены в Последний День и подняты в телах праведников в Обещанную Землю». Этот отрывок показывает, что идея реинкарнации, пусть не всегда четко выраженная, присутствовала в учениях иудаизма и раннего христианства. К 30 году н.э. иудеи были хорошо знакомы с доктриной перевоплощения душ, которую они называли «гилгал» («колесо», «цикл»). Иероним Стридонский6, один из отцов христианской церкви, сообщает, что понятие гилгала было общедоступным знанием среди первых христиан.

 

 Христианство

Реинкарнация несколько раз упоминается в Новом Завете, хотя такие ссылки обычно игнорируются или неправильно понимаются. Вера в перевоплощение в ранних христианских общинах была в порядке вещей, пока не стала жертвой исторической ошибки, совершенной на Вселенском Соборе в Константинополе в 533 году н.э. Объявленная еретической, она с тех пор запрещена в «христианской» доктрине.

В III веке н.э. теолог Ориген, один из отцов (что это) христианской Церкви и выдающийся знаток Библии, писал: «Из-за своей склонности ко злу некоторые души <...> входят в тела, поначалу человеческие; затем, за неразумные страсти, прожив отпущенный им срок человеческой жизни, они превращаются в животных, с уровня которых деградируют до уровня <...> растений. Из этого состояния, через те же стадии, они поднимаются, и им возвращают их место в раю» 7.

В самой Библии много указаний на то, что Христос и его ученики знали о принципе реинкарнации. Однажды ученики попросили Иисуса объяснить им смысл ветхозаветного пророчества о том, что Илия снова появится на земле. В Евангелии от Матфея мы читаем: «Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его... (так ли? Проверить Библию) Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» 8. Иначе говоря, Иисус провозгласил, что обезглавленный Иродом Иоанн Креститель был реинкарнацией пророка Илии.

 

Анафема Юстиниана.

Так в 553 году, на Пятом Вселенском Соборе в Констинтанополе, при обстоятельствах, которые и на сегодня остаются загадкой, византийский император Юстиниан приказал изъять из догматов Римской Католической Церкви учения о предсуществовании души. Тогда же был принят декрет, в котором доктрина перевоплощения была объявлена ересью. Однако подробное рассмотрение :показывает, что доктрина перевоплощения была отвергнута персональным вето императора Юстиниана, и это не было частью резолюций Собора.

В это время было уничтожено большое количество принадлежавших Церкви материалов, и ученые считают, что тогда же из церковных писаний исчезли все тексты, посвященные реинкарнации. Однако гностические9 секты Запада, несмотря на жестокое преследование их со стороны церкви, не дали погибнуть доктрине реинкарнации.

 

Ислам

Коран говорит: «Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены»10. Последователи Ислама, и это прежде всего относится к суфистам, верят, что смерть -  это ни в коем случае не исчезновение, ибо бессмертная душа постоянно переходит из одного тела в другое. Джалалу'Д-Дин Руми, известный поэт-суфист, пишет: «Я умер как минерал и стал растением, Я умер как растение и возрос до зверя, Я умер как зверь и стал человеком. Чего же мне бояться? Когда со смертью меня становилось меньше?» 11

 

Средние века и эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения вновь пробуждается интерес общества к реинкарнации. Одной из самых заметных фигур этого времени был выдающийся итальянский философ и поэт Джордано Бруно, впоследствии, за свое учение о реинкарнации, приговоренный Инквизицией к сожжению на костре. В заключительном ответе на предъявленные ему обвинения, Бруно бесстрашно заявил, что душа -  «это не тело» и что «она может находиться как в одном, так и в другом теле и переходить из одного тела в другое»12.  

В условиях жестокого преследования со стороны Церкви учение о реинкарнации могло существовать только в глубоком подполье; так, на Европейском континенте оно сумело выжить только в тайных обществах розенкрейцеров, франкмасонов, кабалистов и т.п.

 

Эпоха Просвещения

В эпоху Просвещения мыслящие люди в Европе начали освобождаться от пут церковной цензуры. Великий философ Вольтер писал, что доктрина реинкарнации «не абсурдна и не бесполезна», и что «Родиться дважды не более удивительно, чем родиться
 однажды» 13.

И все-таки нельзя не удивляться тому, что в Америке результатом распространившегося сюда из-за океана интереса к этому вопросу было не только глубокое влияние идеи перевоплощения на некоторых отцов нации, но и полное принятие ими этой идеи. Глубокой верой проникнуты слова Бенджамина Франклина (кто это): «Обнаружив, что я существую в этом мире, я верю, что в той или иной форме я буду существовать всегда» 14.

В 1814 году бывший президент Соединенных Штатов Джон Адамс, читавший книги по индусской религии, писал другому бывшему президенту, «мудрецу Монтичелло», Томасу Джефферсону, о доктрине реинкарнации. По словам Адамса, некоторые восставшие против Верховного Существа «души были низвергнуты в область совершенной тьмы». Затем их выпустили из темницы и позволили подняться на землю, чтобы они смогли переселиться во всевозможных животных (рептилий, птиц, зверей и людей), в зависимости от их положения и характера, и даже в овощи и минералы, и там, в служении, пройти свой испытательный срок. Если они безупречно проходили положенные им градации, они превращались в коров и людей. Если в теле человека они вели себя подобающим образом, <...> им возвращали их изначальный статус и наслаждение в раю» 15.

В Европе Наполеон любил рассказывать своим генералам, что в предыдущей жизни он принадлежал к семье Шарлемань16. Иоганн Вольфганг фон Гете, один из величайших немецких поэтов, известный драматург и ученый, также верил в перевоплощение и вероятнее всего познакомился с этой идеей, читая индийскую философию: «Я уверен, что так же, как сейчас, я уже бывал в этом мире тысячи раз, и надеюсь вернуться еще
 тысячу раз» 17.

 

Трансцендентализм

Интерес к перевоплощению и индийской философии был в значительной степени присущ и американским трансценденталистам, включая Эмерсона, Уитмена и Торо. Эмерсон писал: «Одной из загадок мира можно считать то, что все вещи существуют и не умирают, а только на время исчезают из поля зрения, чтобы потом вернуться... Ничто не мертво; люди только притворяются мертвыми и покорно переносят похороны и скорбные некрологи; а между тем -- вот они, стоят и глядят в окно, здоровые и невредимые, в каком-то новом, непривычном для нас обличье»18. Из «Катха Упанишад», одной из многочисленных в его библиотеке книг по древней индийской философии, Эмерсон цитирует: «Душа не рождается, она не умирает; ее не из кого не создавали... Нерожденная, вечная, она не гибнет, хотя тело гибнет» 19.

Торо, автор «Уолдена», или «Жизни в лесах», писал: «Насколько я себя помню, я всегда, сам того не сознавая, обращался к опыту одного из предыдущих состояний своего существования» 20. Еще одно свидетельство глубокого интереса Торо к реинкарнации - рукопись «Переселение семи Брахманов», найденная в 1926 году. Эта небольшая по объему работа представляет собой английский перевод рассказа о переселении души, взятого из древней истории, написанной на санскрите. Эпизод, связанный с переселением душ, прослеживает последовательные перевоплощения семи мудрецов в охотников, принцев и животных.

А Уолт Уитмен в своем стихе «Песнь о себе» пишет:

 

Я знаю: я - бессмертен ...

Мы исчерпали триллионы зим и лет,

и еще триллионы - до них.

триллионы их ждут нас еще впереди21.

 

Во Франции знаменитый писатель Онорэ (де?) Бальзак посвятил реинкарнации целый роман «Серафита». В нем Бальзак утверждает: «Все человеческие существа проходят через предыдущую жизнь... Кто знает, сколько телесных форм занимает наследник рая, прежде чем его подведут к пониманию ценности уединенного молчания, звездные просторы которого -  всего лишь преддверие духовных миров» 22.

В «Давиде Копперфильде» Чарлз Диккенс пытался осмыслить опыт, который косвенно подтверждает существование феномена deja-vu, или воспоминаний о прошлых жизнях. «Все мы переживали время от времени возникающее у нас ощущение, что то, что мы говорим и делаем, уже было сказано и сделано в каком-то далеком прошлом; ощущение того, что в какое-то далекое и почти стершееся из памяти время нас окружали те же лица, предметы и обстоятельства...» 23

А в России великий Лев Толстой писал: «Как снов мы переживаем тысячи в этой нашей жизни, так и эта наша жизнь есть одна из тысяч таких жизней, в которые мы вступаем из той, более действительной, реальной, настоящей жизни, из которой мы выходим, вступая в эту жизнь, и возвращаемся, умирая. Наша жизнь есть один из снов той, более настоящей жизни, и так далее, до бесконечности, до одной последней, настоящей жизни, -  жизни Бога» 24.

 

Современность

Обратившись к двадцатому веку, мы обнаруживаем, что идея реинкарнации привлекает внимание одного из самых влиятельных художников Запада, Поля Гогена. В последние годы своей жизни, на Таити, он писал, что, когда разрушается физический организм, «душа выживает». Гоген считал, что душа облачается в другое тело, деградируя или возвышаясь, «сообразно своим достоинствам или недостаткам». По мнению этого художника, на Запад идею постоянного возрождения принес Пифагор, услышавший о реинкарнации от мудрецов древней Индии25.

Автомобильный магнат США Генри Форд сказал как-то в интервью газете: «Я принял теорию реинкарнации, когда мне было двадцать шесть... Гений - это опыт. Некоторые, похоже, считают, что это дар или талант, на самом же деле это плод опыта, накопленного за многие жизни»26. Созвучны с этими взглядами слова американского генерала Георга С. Паттона о том, что военным искусством он овладел на древних полях сражений.

Реинкарнация - часто повторяющаяся тема книги «Улисс», написанной ирландским романистом и поэтом Джеймсом Джойсом. В хорошо всем известном месте романа герой Джойса мистер Блум говорит своей жене: «Некоторые верят, что после смерти мы продолжаем жить в другом теле, что мы жили раньше. Они называют это реинкарнацией. Что все мы жили раньше, тысячи лет назад, на земле или на какой-то другой планете. Они говорят, что мы забыли об этом. Некоторые говорят, что они помнят свои прошлые
жизни» 27.

Джек Лондон сделал тему перевоплощения основной темой своего романа «Звездный скиталец», главный герой которого говорит: «Я не начинался ни в момент рождения, ни в момент зачатия. Я рос и развивался неисчислимые тысячелетия... Все мои прежние «я» присутствуют во мне своими голосами, эхом и побуждениями... О, сколько неисчислимых раз мне предстоит еще родиться, а все эти болваны вокруг меня думают, что, сдавив мне шею веревкой, они заставят меня перестать существовать» 28.

В «Сиддхартхе», классическом романе-поиске, лауреат Нобелевской премии Герман Гессе писал: «Он видел все эти формы и лица и их тысячами взаимосвязей... рождающимися вновь. Каждый был бессмертен, являя собой трагический пример всего преходящего... Однако ни один из них не умирал, они только изменялись, постоянно возрождались, постоянно обретали новое лицо: между одним лицом и другим было только время» 29.

Многие естествоиспытатели и психологи также верили в реинкарнацию. Один из самых выдающихся психологов современности Карл Юнг пользовался понятием вечного «я», которое переживает многие рождения как средство постижения глубочайших тайн «я» и сознания. Он говорил: «Я легко могу себе представить, что мог жить в прежние века и столкнуться там с вопросами, на которые я еще не был в состоянии ответить; что я должен был родиться вновь, ибо еще не выполнил порученного мне задания» 30.

Английский биолог Томас Хаксли отмечал, что «доктрина переселения души» была «способом дать убедительное объяснение действию космоса по отношению к человеку», и подчеркивал, что «только самые нетерпеливые из ученых станут отвергать эту доктрину по причине ее якобы заведомой абсурдности» 31.

Американский ученый Эрик Эриксон, один из ведущих специалистов в области психоанализа, занимавшийся, в частности, проблемой совершенствования человека, убежден в том, что реинкарнация лежит в основе системы верований человека: «Давайте не будем закрывать глаза на это: в глубине души ни один здравомыслящий человек не может представить себе свое существование, не допуская при этом, что он жил всегда и будет жить после этой жизни» 32.

Махатма Ганди, один из величайших политических деятелей современности и страстный проповедник ненасилия, однажды объяснил, каким образом практическое понимание перевоплощения поддержало в нем надежду на осуществление его мечты о всеобщем мире. «Я не допускаю самой мысли неизбежности вечной вражды между людьми, и, веря в теорию возрождения, живу надеждой, что если не в этом, то в каком-нибудь другом рождении я смогу заключить все человечество в свои дружеские объятия» 33.

В один из своих самых популярных рассказов Дж. Д. Сэлинджер вводит образ Тедди, не по годам развитого мальчика, который вспоминает свой опыт перевоплощения и, не очень подбирая выражения, говорит: «Глупости! Нет ничего проще -  умираешь и выходишь из своего тела. Да каждый это делал тысячи раз. А если они этого не помнят, то это еще не значит, что они этого не делали» 34.  

В Романе Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» главный герой, чайка Джонатан, «тот яркий огонек, что горит внутри каждого из нас», проходит ряд перевоплощений, то поднимающих его с земли на небеса, то возвращающих его на землю, чтобы он просвещал менее удачливых чаек. Один из наставников Джонатана спрашивает: «Представляешь ли ты, сколько жизней мы должны были прожить, чтобы только подойти к пониманию того, что жизнь -  это нечто большее, чем еда, борьба или власть над Стаей? Тысячи жизней, Джон, десятки тысяч! - А после них еще сотни жизней, прежде чем мы узнали, что существует то, что называют совершенством; и еще одну сотню жизней, чтобы понять, что цель нашего существования в том, чтобы понять это совершенство и являть его» 35.

В своих замечательных рассказах лауреат Нобелевской премии Исаак Башевис Зингер часто говорит о прошлых жизнях, новом рождении и бессмертии души. «Смерти нет. Как может существовать смерть, если все есть часть Бога? Душа никогда не умирает, так же как тело никогда не бывает живым» 36.

А английский поэт-лауреат Джон Мейсфилд в хорошо известном стихе, посвященном прошлой и настоящей жизни, пишет:

 

Я думаю, что, когда человек умирает,

Его душа снова возвращается на землю,

В наряде новой плоти.

Другая мать дает ему рожденье,

И с более крепкими членами и более цепким умом

Старая душа снова пускается в путь37.

 

Свидетельство того, что музыкант, композитор-песенник и один из бывших прославленных Битлов Джордж Харрисон серьезно относился к идее перевоплощения, мы находим в высказанных им сокровенных мыслях, касающихся взаимоотношений между людьми. «Друзья -  это все души, которые мы знавали в других жизнях. Нас влечет друг к другу. Вот что такое для меня друзья. Даже если я знал их только в течение одного дня, этого вполне достаточно. Я не собираюсь ждать, пока пройдут два года знакомства, потому что в любом случае, видишь ли, мы наверняка где-то встречались раньше» 38.  

 

Примечания

[1] Parerga and Paralipomena, II, Chapter 16.

[2] Phaedo, translator Benjamin Jowett.

[3] Phaedrus.

[4] E. D. Walker, Reincarnation: A Study of Forgotten Truth. Boston: Houghton Mifflin, 1888, p. 212.

[5] Article, "Souls, Transmigration of."

[6] Иероним (Hieronimus) Стридонский (ок. 342 - 420), христианский писатель и богослов, один из великих учителей Западной церкви. Друг и секретарь (382 - 384) папы Дамаса, после смерти которого отправился на Восток, и с 386 жил в Вифлееме. Ему принадлежит латинский перевод Библии (т. н. Вульгата), догматико-полемические и нравоучительные сочинения, книга «О знаменитых мужах» (о жизни и сочинениях отцов Церкви и церковных писателей первых четырех веков). Память в Православной церкви 15 (28) июня, в Католической - 30 сентября.

[7] De Principiis, Book III, Chapter 5. Ante-Nicene Christian Library, editors, Alexander Roberts and lames Donaldson. Edinburgh: Clark, 1867.

[8] от Матфея, 17:9 - 13.

[9] Гностический - производное от греч. «гнозис», т.е. «знание».

[10] Sura 2:28.

[11] R. A. Nicholson, Rumi, Poet and Mystic. London: Allen & Unwin, 1950, p.103.

[12] William Boulting, Giordano Bruno, His Life, Thought, and Martyrdom. London: Kegan Paul, 1914. pp. 163 - 64.

[13] Quoted in Emil Block's Widerholt Erdenleben. Stuttgart: 1952, p. 31.

[14] Letter to George Whatley, May 23, 1785. The Works of Benjamin Franklin, editor, Jared Sparks. Boston: 1856, X, p. 174.

[15] Letter to Thomas Jefferson, March 1814. Correspondence of John Adams.

[16] Emil Ludwig, Napoleon. New York: Boni & Liveright, 1926 p. 245.

[17] Memoirs of Johannes Falk. Leipzig: 1832. Reprinted in Goethe-Bibliothek, Berlin: 1911.

[18] The Selecled Writings of Ralph Waldo Emerson, editor, Brooks Atkinson, New York: Modern Library, 1950, p. 445.

[19] Emerson's Complete Works. Boston; Houghton Mifflin, 1886, IV. p. 35.

[20] The Journal of Henry D. Thoreau. Boston; Houghton Mifllin, 1949, 11, p. 306.

[21] Walt Whitman's Leaves of Grass, 1st (1855) edition, editor, Malcolm Cowley. New York: Viking, 1959.

[22] Balzac, La Comedie Humaine. Boston: Pratt, 1904, XXXIX, pp. 175 - 76.

[23] Chapter 39.

[24] Moscow: Magazine, The Voice of Universal Love, 1908, No. 40, p. 634.

[25] Modern Thought and Catholicism, translator, Frank Lester Pleadwell. Privately printed, 1927. The original manuscript is now held by the St. Louis Art Museum, St. Louis, Missouri.

[26] San Francisco Examiner, August 28, 1928.

[27] First episode, «Calypso».

[28] New York: Macmillan, 1919, pp. 252 - 54.

[29] New York: New Directions, 1951.

[30] Memories, Dreams, and Reflections. New York: Pantheon, 1963, p. 323.

[31] Evolution and Ethics and Other Essays. New York: Appleton, 1894, pp. 60 - 61.

[32] Gandhi's Truth. New York: Norton, 1969, p. 36.

[33] Young India, April 2, 1931, p. 54.

[34] J. D. Salinger, Nine Stories. New York: Signet paperback, 1954.

[35] New York: Macmillan, 1970, pp. 53-54.

[36] A Friend of Kafka and Other Stories. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1962. (Stories from Behind the Stove)

[37] "A Creed," Collected Poems.

[38] I, Me, Mine. New York: Simon and Schuster, 1980.