Веды - истина откровения
Ведический процесс познания
Существует неразрывная связь между сущностью ведического знания и способом его постижения (предметом и методом). Ведическое мировоззрение, расходясь в этом с западными представлениями, отдает предпочтение шабда (истине откровения).
Три способа познания действительности
Первый метод, пратйакша (восприятие посредством чувств), является несовершенным и ограниченным инструментом познания действительности. Например, нашему глазу Солнце представляется величиной с монету, но астрономические расчеты свидетельствуют, что чувства обманывают нас - Солнце во много раз больше Земли.
Второй способ получения знаний, называемый анумана (теории, выводимые из фактов), во многом основан на предположениях и допущениях В основе теории Чарльза Дарвина, многих антропологических и археологических теорий лежат предположения типа: "это могло быть так, а могло быть по-другому..."
Согласно Ведам, процесс анумана сам по себе никогда не может привести к совершенному знанию. Веды утверждают, что объекты, не относящиеся к материальной природе, не могут быть познаны экспериментально. Поэтому их называют ачинтйа (непостижимые мирской логикой).
Все, что относится к ачинтйа, невозможно постичь с помощью размышлений или логических построений. Это постижимо только посредством шабда (истины божественного откровения). Именно шабда, третий способ получения знаний, считается наиболее глубоко описывающим природу Реальности.
Четыре несовершенства человеческого восприятия
Веды называют четыре причины, по которым любое знание, не относящееся к категории шабда, является несовершенным:
1. Во-первых, сколь бы одарен и педантичен ни был человек, он не в состоянии избежать ошибок: человеку свойственно ошибаться.
2. Во-вторых, люди склонны впадать в иллюзию. В шастрах (Писаниях) говорится, что всякий материально обусловленный человек пребывает в иллюзии, если воспринимает себя в категориях национальной, расовой, религиозной или родовой принадлежности. Первый шаг человека в трансцендентном знании согласно Ведам, есть осознание того, что его сущность, бессмертная душа, не имеет отношения к временному материальному телу.
3. В-третьих, чувства каждого человека ограничены, или несовершенны. Например, в темной комнате мы не можем видеть даже собственных рук.
4. И наконец, Веды утверждают, что каждый человек, в той или иной степени, склонен к обману и самообману.
Веды - нисходящее знание
Ведическое знание есть шабда - знание, услышанное от высшего авторитета, поэтому оно считается совершенным. Традиционный пример: если ребенок хочет узнать, кто его отец, он должен обратиться к матери. Он может опросить всех мужчин, но гораздо проще спросить об этом у своей матери, авторитет которой в этом вопросе неоспорим.
Метод шабда, в котором мы принимаем авторитет, абсолютно необходим, если мы хотим узнать о предметах, находящихся за пределами сферы действия чувств и логики. При этом надо отметить, что по ведическим представлениям понятие "авторитет" означает не "диктатор", а скорее "носитель первоначального неискаженного знания".
Парампара (передача знания от учителя к ученику)
Чтобы лучше понять суть процесса шабда, мы должны рассмотреть ведическую концепцию учителя (гуру) и ученика (шишйа). Человек может избавиться от всех страданий, если будет учиться у того, кто обладает совершенным знанием. "Попытайся постичь истину, обратившиеся к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Самореализованные души способны дать тебе знание, ибо они видят истину" [Бхагавад-гита 4.34]. По ведической традиции идеальным учителем, гуру, может быть только тот, кто "увидел истину".
Итак, послание Вед приходит через духовного учителя. Как уже упоминалось выше, Веды утверждают, что знание, основанное на чувственном восприятии или умозаключениях, не способно привести ученика к высшей цели. Ученик постигает истины Вед в нисходящем процессе - из самих Вед и через посредство гуру.
Цепь учителей, в которой каждый из гуру получает истину и передает ее дальше, называется сампрадайей. Веды говорят, что эти сампрадайи восходят ко времени сотворения вселенной и продолжаются до настоящего времени в личности гуру.
Ученик принимает неискаженное чистое ведическое послание так же, как он мог бы получить плод с дерева манго через цепочку людей, сидящих на его ветвях. Человек на вершине дерева снимает плод и заботливо передает его сидящему ниже. Так, переходя из рук в руки, плод в целости и сохранности попадает к человеку, стоящему на земле.
Возможно, кто-то усомнится в способности учителей точно передавать послание от одного к другому без искажений и добавлений. Но передавать ведическое знание, наследуя от учителей прошлого, может далеко не каждый - на это способен только квалифицированный гуру. Ведический метод гарантирует достоверность передачи знания, предъявляя особые требования к людям, участвующим в процессе его передачи.