Кришна - Прекрасная Реальность

Кришна

- изначальная Верховная Личность Бога, Источник всех проявлений Божественного (свайам бхагава̄н; «Шримад-Бхагаватам», 1.3.28); Абсолют в Своем наиболее прекрасном облике, обладающий неотразимой духовной привлекательностью для всего живого (бхагава̄н - бхаджанӣйа гун̣а; «Бхакти-сандарбха», 2.1).

Кришна - Верховная Личность Бога

Имя и облик Кришны

Кришна - Прекрасная Реальность

«Научное определение» Кришны

Реальность - наш друг

Абсолютная гармония

Радха и Кришна


Кришна - Верховная Личность Бога

Верховное положение Кришны, Сваям Бхагавана, изначальной Личности Бога, раскрывается в Бхагавад-гите, входящей в состав «Махабхараты», а также в «Шримад-Бхагаватам», называемом «зрелым плодом древа ведического знания».

Множество Пуран повествуют о Бхагаване, Личности Бога («Вишну-пурана», «Падма-пурана» и др.), однако только одна из них называется «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана») - «повествование о Бхагаване». Причина этого в том, что речь в «Шримад-Бхагаватам» идет о Кришне - Сваям Бхагаване, Верховной Личности Бога, Источнике всех других образов Всевышнего. После перечисления различных аватар, воплощений Абсолюта, таких как Вамана, Рама, Будда, Вьясадева и Калки, «Шримад-Бхагаватам» (1.3.28) провозглашает: эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣ / кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам - «Все перечисленные воплощения представляют собой частичные проявления Господа, либо частичное проявление Его частичных проявлений, однако Шри Кришна - изначальная Личность Бога».

В Бхагавад-гите (10.8) Кришна провозглашает: ахам̇ сарвасйа прабхаво, маттах̣ сарвам̇ правартате - «Я - Кришна, Источник всего сущего, Причина всех причин!»

Это подтверждается в «Брахма-самхите» (1): ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣, сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣, сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам - «Кришна, известный как Говинда, - Верховный Владыка всех живых существ. Его духовное тело исполнено вечности, сознания и блаженства. Он не имеет начала, являясь источником всего сущего и Причиной всех причин».

В «Атхарва-веде» («Гопала-тапани-упанишада», 1.24) сказано: йо брахма̄н̣ам̇ видадха̄ти пӯрвам̇ йо брахма-видйа̄м̇ тасмаи га̄х̣ па̄лайати сма кр̣ш̣н̣ах̣ - «Тот, Кто на заре творения создал творца вселенной Брахму и наделил его ведическим знанием, есть Господь Кришна, пасущий коров и поддерживающий Веды».

Один из самых таинственных гимнов «Риг-веды» (1.164.31), о смысле которого до сих пор спорят ученые, и который официально именуется «Гимн-загадка», также прославляет Божественного Пастуха: апаш́йам̇ гопа̄манипадйама̄нама̄ ча пара̄ ча патхибхиш́ чарантам / са садхрӣчӣх̣ са виш́ӯчӣрваса̄на а̄варӣварти бхуванеш̣вантах̣ - «Я видел Пастуха, без отдыха бродящего по дорогам в разных направлениях. Являя Себя в разных образах, Он также пребывает во всех существах».

Брахма и Шива - лишь частичные проявления Нараяны (Маха-Вишну, Великого Вишну), который Сам есть лишь одно из трех проявлений Кришны (пуруша-аватар), служащих для поддержания материального мира («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.55-116; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.263-296; «Шримад-Бхагаватам», 10.14.14).

Брахма рождается из лотоса, вырастающего из тела Гарбходакашайи-Вишну (Вишну, возлежащего на изначальных водах в каждой из материальных вселенных) («Шримад-Бхагаватам», 3.8.15). Брахма олицетворяет раджо-гуну, энергию страсти и активности.

Из гнева Брахмы рождается Шива (Рудра) («Шримад-Бхагаватам», 3.12.7), ответственный за тамо-гуну, энергию невежества и разрушения: по воле Господа он в должное время уничтожает все творение.

Сам же Господь в образе третьего Вишну (Высшей Души, Параматмы, Кширодакашайи-Вишну) берет на Себя ответственность за поддержание Вселенной, олицетворяя саттва-гуну («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.37).

В «Махабхарате» также сказано: на̄ра̄йан̣а̄йа виш́ва̄йа ниргун̣а̄йа гун̣а̄тмане / йасйа праса̄даджо брахма̄ рудраш́ ча кродхасам̇бхавах̣ - «Вездесущий Нараяна, свободный от мирских качеств и обладающий духовными качествами, рождает Брахму из Своего милосердия, а Рудру - из Своего гнева» («Шантипарва», «Мокшадхарма»).

В Бхагавад-гите, при созерцании вселенского образа Кришны (создаваемого Параматмой, согласно «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 20.295) Арджуна видит «Шиву и Брахму, восседающего на цветке лотоса» (11.15). Согласно объяснениям Мадхвы и Рамануджи к этому стиху: «Брахма сидит на цветке лотоса, растущего из пупка Гарбходакашайи-Вишну, с Шивой на коленях, а различные боги материального мира располагаются на различных частях тела Брахмы. Это подтверждается в „Падма-пуране"».

В Бхагавад-гите Кришна дважды (9.34; 18.65) призывает: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру - «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, жертвуй ради Меня и поклоняйся Мне!» Он призывает служить Ему и никому более.

В восемнадцатой главе Бхагавад-гиты (18.66) Кришна провозглашает: «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем». Шанкара называл этот стих «словами, содержащими суть всех ведических писаний» (сарва-веданта-сара-вихитами вактавйам). Последователи же Рамануджи рассматривали эту строфу как чарама-шлоку, стих, обобщающий смысл всей книги. В ней находит выражение принцип джайва-дхармы (религии души), бхагавата-дхармы (естественного влечения души к Личности Бога).

Более подробно верховное положение Господа Кришны в священных ведических писаниях рассматривается в «Кришна-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами.

Имя и облик Кришны

Имя Кришна в общем значении означает «темнокожий» (другое имя Кришны, обладающее схожим значением, - Шьям). Писания поясняют, что речь идет о темно-синем цвете. Шрила Рупа Госвами характеризует оттенки цвета тела Кришны следующим образом: «Облик Кришны отливает черной тушью сладости Его нектарной красоты. Цвет Его тела, как у синего лотоса, сапфира, дерева тамала или грозовых туч. Своей красотой Кришна пленяет жителей всей вселенной» («Радха-Кришна-ганнодеша-дипика», 2.1,2).

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет: «Цвет тела Кришны указывает на средоточие разных видов духовной красоты. Цвет Его тела отражает совокупность всех видов любовных взаимоотношений с Абсолютом (рас), так как Кришна является раса-раджем, источником и обителью всех рас».

«Шри Брахма-самхита» (5.38) утверждает: йам̇ ш́йа̄масундарам ачинтйа-гун̣а-сварӯпам̇ - «Речь идет о цвете и облике, непостижимых для мирских чувств (ачинтйа-гун̣а)». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет: «Форма и цвет Шьяма не является цветом, который мы видим в материальном мире. Это цвет, присущий трансцендентному разнообразию, соответствующему вечному блаженству, невидимому для смертных глаз» («Шри Брахма-самхита», 5.38, комментарий).

Согласно этому же стиху «Шри Брахма-самхиты»: према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена, сантах̣ садаива хр̣дайеш̣у вилокайанти - «Лишь когда глаза умащены бальзамом чистой преданности Богу, кришна-премой, можно действительно увидеть Кришну». Здесь према, божественная любовь, описывается как бальзам (анджан), исцеляющий духовную слепоту и одаривающий способностью увидеть Кришну.

Как объясняет Шрила Шридхар Махарадж, необходимо «обрести правильный угол зрения», богоцентричный взгляд на мир, благодаря общению с духовным учителем (Гуру) и другими вайшнавами. Лишь тогда возможно получить проблеск вúдения Шьямасундара в сердце (сантах̣ садаива хр̣дайеш̣у). Лишь в глубине сердца, исполненного любви и нежности к Кришне, можно по-настоящему узреть Его.

В «Махабхарате» («Удьога-парва», 71.4) содержится объяснение двух слогов, из которых состоит имя Кришна:

кр̣ш̣ир бхӯ-ва̄чаках̣ ш́абдо
н̣аш́ ча нирвр̣ти-ва̄чаках̣
тайор аикйам̇ парам̇ брахма
кр̣ш̣н̣а итй абхидхӣйате

«Слово „криш" значит „всепривлекающее бытие", а слово „на" - „духовное блаженство". Вместе они образуют имя Кришна, обозначающее Высшую Духовную Реальность».

Слог «криш» означает «бхӯ», «бытие», а также «влечение, стремление». Именно на основе значения этого слога имя Кришна обобщенно переводят как «Всепривлекающий». А слог «на» указывает на «нирвр̣ти», т. е. анандам, вечное и абсолютное духовное блаженство.

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Кришна означает „Тот, Кто привлекает", привлекает всех. У Него есть все качества и возможности для этого. „Криш-на", две функции: привлекать и раздавать, - и эта раздача делает каждого счастливым. Подобно тому, как пища, помещенная в желудок, насыщает затем через кровь весь организм.

Итак, „криш" означает „всепривлекающий", бхӯ-ва̄чаках̣. Это не пустяк - быть способным привлекать всех! А „на" означает нирвр̣ти-ва̄чаках̣: каждый, кто занимает себя в служении Кришне, испытывает удовлетворение благодаря такой связи.

Криш-на" - Он описан как всепринимающее начало. Идет ли речь о совершенном или несовершенном подношении - это в расчет не принимается. Солнце испаряет воду разных типов и превращает в облако, вода в котором чиста и подходит для всех. Оно привлекает воду разных типов, но то, что возвращается в форме дождя, - это вода, которая является источником здоровья для каждого.

Криш-на" - обретите связь с этим явлением! Шри Чайтанья Махапрабху призывает: „Обретите связь с Жизнью вашей жизни, Бытием, лежащим в основе вашего бытия, Желанностью ваших желаний! С целью всего вашего существования и объектом сокровенных чаяний"».

Кришна - Прекрасная Реальность

Шрила Шридхар Махарадж описывает Кришну понятием «Прекрасная Реальность» ("Reality the Beautiful": «Реальность Прекрасного», «Реальность Красоты»). Он объясняет: «Красота, гармония, любовь - таково понимание полноты Целого. Анандам [блаженство], раса [отношения, исполненные любви] и сундарам [красота] указывают на Одно и то же. Я заметил, что некоторые европейские философы переводили слово „анандам" как „красота", - как в выражении „Прекрасная Реальность". Возможно, то был философ Мартине, выдающийся лингвист и поэт высокого стиля, который предположил, что высшим принципом является „Прекрасная Реальность". Мы находим это очень близким концепции Кришны.

Поэт Вордсворт указывал на „красоту видимую" и „красоту слышимую". В одной поэме он описал девушку своих грез. Он пишет, что она была деревенской жительницей, а рядом с деревней протекал ручей, и журчание этого ручья, подобное звону колокольчика, усиливало ее красоту ["Three Years She Grew...", 1798]. Многие ученые пытались интерпретировать это выражение, и один из них, бенгальский ученый Харинатх Де, знаток тридцати двух языков, дал следующее толкование: „Красота звука усиливала красоту облика". Его объяснение захватило меня. Слышимая красота, прекрасный звук ручья, дополнил красоту той девушки. Зримая красота, красота запаха, красота прикосновения и т. д. - все это анандам [блаженство], раса [счастье отношений] - красота в самом широком смысле».

«Шри Чайтанья-чаритамрита» (Мадхья-лила, 23.84) раскрывает учение о Кришне как Прекрасной Реальности следующим образом:

лӣла̄ премн̣а̄ приа̄дхикйам̇
ма̄дхурйам̇ вен̣у-рӯпайох̣
итй аса̄дха̄ран̣ам̇ проктам̇
говиндасйа чатуш̣т̣айам

«У Кришны есть четыре неповторимых свойства, благодаря которым Он превосходит даже Господа Нараяну: (1) Его удивительные деяния; (2) дорогие Ему возвышенные преданные, отношения с которыми исполнены божественной любви; (3) Его несравненная красота и (4) чарующее звучание Его флейты».

Выражение, употребленное в этом санскритском стихе: «ма̄дхурйам̇ вен̣у-рӯпайох̣» («сладость звука флейты и облика») близко к цитируемому Шридхаром Махараджем выражению «красота звука усиливала красоту облика».

«Научное определение» Кришны

Шрила Рупа Госвами дает следующее определение Кришны: акхила-раса̄мр̣та-мӯртих̣ («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.1) - «Кришна - это олицетворение (муртих) всех видов (акхила) сладостных отношений (раса), подобных нектару бессмертия (амрита)». Обобщенно это выражение можно перевести как «Счастье собственной персоной». Согласно Ведам, Счастье - это Личность, в поиске Которой мы находимся.

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Счастье контролирует все сущее. Высшая потребность - это нужда в расе, ананде: экстазе, любви, красоте, очаровании. Каждый атом нашего существа ищет счастья, поэтому все виды счастья должны присутствовать в Абсолютном Центре. Шрила Рупа Госвами дал научное определение Кришны: акхила-раса̄мр̣та-мӯртих̣ - все мыслимые и немыслимые виды удовольствия, радости, красоты гармонично сочетаются в Нем. Он способен в полной мере удовлетворить потребность души в этих явлениях.

Идея о том, что Кришна - это Личность, Которая стоит в определенной позе и держит в руках флейту, - это поверхностное представление. Но научное определение Кришны таково: каждый атом нашего существа находится в поиске счастья. И кто способен даровать это счастье, удовлетворить чаяния каждой души, ответить взаимностью? Это Кришна. Кришна подразумевает это - Прекрасная Реальность. Красота - сундарам, анандам. Кришна подразумевает это: „Тот, Кто способен в полной мере удовлетворить все виды поиска души"».

Итак, Шрила Рупа Госвами прославляет Кришну как акхила-раса̄мр̣та-мӯртих̣ - воплощение всех рас, форму Бога, в высшей степени способную на проявление взаимности. Во Вриндаване, обители Кришны, души обретают возможность близких отношений с Господом, вплоть до дружеских, родительских и супружеских (сакхья-, ватсалья- и мадхура-расы). По этой причине также можно утверждать, что Кришна является изначальным источником всего сущего, а не какая-то другая форма или проявление Бога.

Реальность - наш друг

В Бхагавад-гите (5.29) Кришна провозглашает: «Я - цель всех жертвоприношений и аскез, Я - владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение».

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «В Бхагавад-гите и в „Шримад-Бхагаватам" явлено величие Кришны. Он Сваям Бхагаван - Абсолютный Центр. Как говорил Гегель: „Реальность существует Сама для Себя и Сама по Себе". Благодаря Гите мы можем понять положение Кришны, Он превыше всего: сарва-дхарма̄н паритйаджйа (18.66). Выше йоги, гьяны, кармы. „Я - Центр", - провозглашает Он.

Кришна - потребитель, нелегко иметь дело с такого рода персонажем. Но Шри Чайтанья Махапрабху великодушен, Шримати Радхарани великодушна. Однако лишь на первый взгляд в Кришне присутствует настроение эксплуататора. В действительности это не так, но понять это трудно. То, что для поверхностного взгляда предстает агрессией в характере Кришны, на самом деле не есть агрессия. Это великодушие высшего типа, разновидность служения. На высшем уровне отсутствует настроение эксплуатации, ей там нет места. Там все пребывает в настроении служения. Лишь на поверхности поведение Кришны воспринимается как агрессия, но в глубине это служение, это не есть нечто нежелательное. Агрессия подразумевает „ущемление прав другой стороны". Но кришна-лила [божественные деяния и развлечения Кришны] не такова. Другая сторона желает „ущемления прав". „Агрессия" Кришны - это разновидность Его служения преданным.

Кришна привлекает, а Шри Чайтанья Махапрабху приходит, чтобы сохранять это богатство. Он заботится о том, чтобы не возникли беспокойства, чтобы ничто не было утрачено. А Радхарани - это высший уровень, Она превыше всех. Цель нашей жизни - однажды обрести служение Ей».

Итак, темный цвет тела Кришны указывает на то, что Он раса-радж («Владыка всех форм сладостных отношений»), Он может ответить взаимностью на любые виды чаяний души. Однако внешне Ему присуще настроение самодержца, агрессора. Цвет же сострадания, жертвенности и великодушия духовного мира - золотой. Золотой цвет - это цвет тела Шримати Радхарани и самого милостивого воплощения Господа - Шри Чайтаньи Махапрабху, Который есть Кришна, познающий Себя в настроении Шримати Радхарани. Одно из имен Шри Чайтаньи - Гауранга, что значит «золотокожий».

Абсолютная гармония

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Сознание, зараженное частным интересом, - корень всех зол. Мы едины с Кришной, но когда в нас прорастает семя эгоизма, мы начинаем считать, что наши собственные интересы не совпадают с интересами Кришны, - и оказываемся в плену иллюзии. Писания обозначают болезнь, которая мучает нас в ложной реальности: бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д / ӣш́а̄д апетасйа випарйайо 'смр̣тих̣ („Шримад-Бхагаватам", 11.2.37). „Те, кто забыл Господа и отождествил себя с этим материальным миром, оказываются во власти страха". „Нежелательность" в санскрите передается словом „бхаям". „Бхаям" означает „подозрения, страх". Источник страха - недостаток гармонии.

Материальное существование начинается с того, что у нас появляются частные интересы. Это может быть личный эгоизм - поиск собственной выгоды, или расширенный эгоизм - интерес деревни, страны, нации.

Как только живое существо подумало о собственных интересах, оно отклонилось от адвая-гьяны, недвойственной Истины. Однако, в действительности, ничто меньшее, нежели Целое, не должно быть объектом наших устремлений. Необходимо постичь: „Я - Его часть, и мое удовлетворение является частью Его удовлетворения". Если мы сумеем привести множество разнообразных интересов к одному интересу, тогда воцарится гармония и страху не будет места. В противном случае неизбежны конфликты, столкновения семей, стран и наций.

Болезнь подозрительности рождается в нас лишь тогда, когда мы отделяем себя от единого Контролирующего, Хранителя всех и каждого. Единственный путь выбраться из этого - возродить в себе сознание единого Владыки. Война с майей, иллюзией, заблуждением, забвением Центра. Иша гьяна - у нас есть Владыка, есть Контролирующий, единый для всех. Наш интерес заключается в Нем.

Это постигается благодаря общению с садху - с теми, кто нормален, кто не отклонился от сознания Бога, сознания Кришны. Единственная трудность в том, что мы отклонились от этого, и теперь необходимо повернуть обратно. Назад домой, обратно к Богу.

Реальность существует ради Себя Самой. Все для Него, все принадлежит Ему и никому другому. Все обусловленные души в этом мире, не способные постичь эту истину, даже ученые и мыслители, являются „младшими". Младшей считается всякая душа, находящаяся в плену у материальной энергии, всякая баддха-джива. „Старшие" - это вайшнавы, те, кто знает, что „все предназначено и свершается для Него". Они знают, что Наслаждающийся только один, что все предназначено для Его удовольствия, и что, только победив в себе всякий обособленный интерес, уничтожив ложное эго, душа сможет по-настоящему жить в мире божественного служения. Эти вайшнавы - хранители всего сущего, они все используют для Него и тем самым для истинного блага всех живущих. Если вы сумеете это понять, вы будете жить в гармонии с миром, обретя истинное вúдение вещей.

Сознание Кришны - это Центр высочайшей гармонии. Гармония - наш Хранитель. Гармония - наша Мать. Гармония - Тот, Кто заботится о нас, наш Владыка. Это сладость, это раса. И нет места подозрениям. Нет страха перед неблагоприятными внешними обстоятельствами».

 

Радха и Кришна

Не бывает солнца без жара, и точно так же, нет Бога без Его Энергии. Без Радхарани не может быть и речи о Кришне. Она олицетворяет преданное служение во всей его полноте, ибо никто не служит Кришне с такой любовью и самоотдачей, как Она. Она - первоисточник преданности. Имя «Радха» происходит от слова «арадхана», указывающего на Ту, Кто способна служить, поклоняться, почитать, по-настоящему любить Кришну и дарить Ему эту любовь.

В десятой песни «Шримад-Бхагаватам» приведено описание детства Кришны, проведенного в обществе Радхи и других пастушек (гопи) во Вриндаване. Сокровенные отношения Радхи и Кришны раскрываются в «Брахмавайварта-пуране», «Гарга-самхите» и «Гита-говинде» Джаядевы Госвами (XII в.). Во всей полноте славу Шримати Радхарани являет миру Шри Чайтанья Махапрабху (1486-1534) и Его последователи, такие как шесть Госвами Вриндавана.

В девятой главе Бхагавад-гиты, «Тайное сокровище», содержится указание принять прибежище не в Источнике, а в Его божественной Энергии: даивӣм̇ пракр̣тим а̄ш́рита̄х̣ (9.13). Вера в надмирную реальность сознания Кришны (шраддха) - особая энергия Шримати Радхарани. Золотой цвет Ее тела указывает на великодушие и сострадание.

Кришна традиционно изображается в одеждах желтого цвета. В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.1) содержится молитва творца нашей вселенной, Брахмы, описывающая прекрасный облик и одежды Кришны: «Я предлагаю свои молитвы Тебе, о почитаемый Господь, являющийся сыном пастуха Нанды. Твое тело темно-синего цвета подобно грозовой туче, и Ты облачен в шелковые одежды, сияющие подобно молнии. Твое очаровательное лицо обрамлено украшениями, называемыми гунджа-мала, а в Твоих волосах красуется павлинье перо. Ты выглядишь необыкновенно очаровательно, нося на Себе гирлянду из лесных цветов, и эта красота еще более усиливается благодаря лакомству, которое Ты держишь в левой руке. Ты носишь с Собой бычий рог, и под Твоей левой рукой зажата тросточка для выпаса коров. Ты держишь флейту и иные атрибуты, а Твои стопы столь же нежны, как лотос».

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Таково общепринятое значение данного стиха. Но более сокровенный смысл следующий: „О необыкновенно почитаемая Личность, я предлагаю Тебе свои молитвы. Кто Ты? Ты невидим, неощутим, неизвестен и непознаваем. Твое тело цвета грозовой тучи, и посему Тебя очень трудно разглядеть, но Тебя можно видеть благодаря Твоим желтым одеждам". Желтый цвет - цвет Радхарани. Только благодаря внутренней Энергии Кришны, можно понять, кто Он такой. Слово „тадит" означает „молния". Благодаря молнии мы можем увидеть ночью грозовую тучу. Итак, хотя Кришна является неведомым и непознаваемым, Его внутренняя Энергия (хладини-шакти) может явить Его нам.

Сукха-рӯпа кр̣ш̣н̣а каре сукха а̄сва̄дана / бхакта-ган̣е сукха дите ‘хла̄динӣ'-ка̄ран̣а („Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила, 8.158). Кришна - само блаженство, которое наслаждается и упивается собственной сладостью. Он с радостью раздает блаженство другим, но получить его могут лишь те, у кого есть вера. Вера - извечное свойство хладини-шакти, внутренней Энергии блаженства, которую олицетворяет Шримати Радхарани. Шримати Радхарани способна передать сознание Кришны другим, и вера - Ее сияющий ореол, благодарякоторому душа может воспринять Кришну. Это не абстрактная метафора, а духовная реальность. Целью наших поисков должна стать вера (шраддха) - не отвлеченное понятие, а реальность мира души».

Кришна объясняет в Бхагавад-гите (17.2): «Вера бывает трех видов в зависимости от состояния, в котором пребывает живое существо, - благости, страсти или невежестве». Но вера, о которой говорят вайшнавы, - за пределами мира материи (ниргуна). Являясь сияющим ореолом Шримати Радхарани, она раскрывает сокровенный смысл ведических писаний, проливая на их страницы новый свет.

В своем уникальном объяснении Брахма-гаятри-мантры Шрила Шридхар Махарадж написал: га̄йатрӣ-муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи - «Флейта Кришны, звук которой неотличен от Гаятри-мантры и совместного воспевания имен Кришны (санкиртаны), явленного Шри Чайтаньей, призывает к служению Шримати Радхарани».

Звук флейты Кришны повелевает преданными во всех расах (типах отношений с Абсолютом). Услышав его, обитатели духовного мира понимают, какого служения ждет от них Кришна в данный момент. Шримати Радхарани возглавляет мадхура-расу (супружеские отношения с Абсолютом). Мадхура-раса - это ади-раса, изначальная раса, из которой исходят все прочие. Она поддерживает все разнообразие духовных взаимоотношений: умиротворенных (шанта), господина и слуги (дасья), дружеских (сакхья), и родительских (ватсалья). Поддерживать значит сохранять. Верховное сладостное настроение служения Кришне, исходящее от Радхарани, поддерживает все духовное бытие.