Ведическое мировоззрение: глубина и гармоничность

Пролог: единство духовных практик и опыта разных традиций

Глубина: карма и реинкарнация

Глубина: жизнь должна стать медитацией

Гармоничность:  отношение к другим религиям

Эпилог. Единство в многообразии

 

 

Пролог: единство духовных практик и опыта разных традиций

 

Пришло время поговорить о ведическом мировоззрении. Сегодня нам открывается, что в глубокой древности различные народы и культуры взаимодействовали и влияли друг на друга. То же самое можно сказать и о духовных практиках различных традиций, как бы они, порою, не претендовали на исключительность. Истина многогранна. Это прекрасно иллюстрирует древняя индийская притча:

 

«Мудрецы и слон»

Давным-давно в маленьком городке жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, сказали другие, тогда мы узнаем, каков он - слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!»- закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона.

«Слон похож на копье!», - воскликнул четвертый, наткнувшись на бивень.

«Нет, -закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал хобот слона. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».

«Нет на веревку!» - «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

 

Евгений Алексеевич Торчинов (1956-2003) - доктор философских наук и кандидат исторических является автором интереснейшей книги: «Религии мира - опыт запредельного» (1997). В ней он рассматривает духовный опыт и практики афонских монахов-исихастов, йогов, даосов и объективно доказывает: все они использовали родственные медитативные и дыхательные практики, предавались уединенному повторению мантр или имени Иисуса, обретали восприятие Абсолюта как надмирного света, частицей которого является душа. Таким образом, сегодня мир духовных практик и духовного опыта также открывается нам как единое целое.

 

 Глубина: карма и реинкарнация

Когда бы мы не сталкивались с ведическим мировоззрением ним, мы будем обнаруживать две вещи: ведическое мировоззрение необычайно глубокое и гармоничное.

Что мы подразумеваем, говоря о глубине ведического мировоззрения? Например, все духовные традиции говорят - «Бог это благо, Бог есть любовь». Но почему, если Он так сострадателен, кто-то рождается больным в семье нищих, а кто-то здоровым в семье миллионера? Почему с хорошими людьми происходят плохие вещи? Веды дают очень ясный ответ на эти вопросы: карма и реинкарнация. Они объясняют: душа живет не одну, а множество жизней. Это называется реинкарнация, т.е. перевоплощение.

 В зависимости от тех поступков, которые человек совершает, формируется сценарий его будущей судьбы. Это называется карма: «закон деятельности и ее последствий». Принцип кармы научен и является проекцией в сферу сознания третьего закона Ньютона - принципа сохранения энергии. Каждый наш поступок порождает последствия, энергия не исчезает бесследно. Каждую секунду происходят два процесса: мы отрабатываем старую карму и одновременно сотворяем судьбу.

 

Глубина: жизнь должна стать медитацей

Отвергая идею вечного ада, Веды, с другой стороны, не подтверждают точку зрения о том, что лишь исполняя заповеди, человек автоматически входит в «высший мир». Большинство из заповедей различных Священных Писаний является прежде всего этическими нормами (не убий, не укради) - это не итог, а начало духовной жизни.  Необходимо пройти путь полного преображения, который часто занимает много жизней. Формулу духовной жизни, представленную в Ведах прекрасно отражает восточный афоризм: «жизнь должна стать медитацией».

 

Гармоничность: отношение к другим религиям

Итак, мы сказали несколько слов о  глубине ведического мировоззрения. Что же мы подразумеваем, говоря о его гармоничности? Например, Веды никогда не скажут, что есть одна истинная духовная традиция, а остальные «от дьявола». Они объясняют, что многие традиции говорят об Абсолюте, но раскрывают Его  в разной форме и степени. Источник можно сравнить с бриллиантом со множеством граней - но все духовные пути, в высшем смысле, направлены к Нему.

Веды одновременно раскрывают личностный и безличный, всепроникающий и всеохватывающий аспекты Абсолюта (брахман, бхагаван, праматму).  В зависимости от пути, пройденного в прошлых жизнях, человек может следовать тому или иному мировоззрению, той или иной традиции, религии  или школе.  Осознание единства цели различных духовных школ - это основа гармоничного миропонимания.  Но следует также помнить, что единство существует в многообразии.

 

Эпилог: единство в многообразии

Одним из  достижений современной демократии является свобода совести. Сегодня на территории России сосуществует множество философий, мировоззрений, духовных школ. К сожалению, нередко мы наблюдаем споры между ними, взаимную критику, даже среди последователей разных школ ведического направления. Однако подмену одной богоизбранности другой нельзя назвать ведическим подходом. Уникальностью - и особенностью ведического мировоззрения является то, что оно говорит о множественности путей, ведущих к Истине.  Существуют пути мистицизма и знания, преданности Абсолюту и отречения от мира. Ведическое знание настолько многогранно, что способно удовлетворить самые разные потребности. Но зерно прорастает в почве.  Важно создать среду,  антитезис материализму и низменным ценностям. Поставить во главу угла культуру идеалов.