Актуальность ведических знаний

   Вступление

   «Два итога»

   Ведическая социология и аксиология

Ведическая социология: отдавать или брать?

   Служение как основа общества

   Представления о ценности жизни человека

   Свобода для чувств или свобода от чувств?

   Социальный смысл духовности

   Система варн

Ведическая аксиология: инстинкты VS идеалы

   Культура идеалов

   Две цивилизации. Причина кризисов

 

 

Вступление

 Актуальность ведического знания в наши дни лежит в двух сферах: мировоззренческая ценность Вед и ценность практическая. Эти два типа знаний взаимосвязаны. Известный афоризм гласит: «У народа, у которого нет прошлого - нет будущего».

Я перечислю лишь некоторые аспекты актуальности ведических знаний, не претендуя на «полноту списка»: 

-Знания прикладные (например, ведическая медицина, астрология, архитектура)

-Знания социальные (ведическая социология и аксиология -  принципы существования здорового общества)

-Знания культурологические (знания о древнейшем прошлом человечества) - об этом мы сейчас много говорили.

-Знания мировоззренческие (смысл жизни и духовный путь). Ведическое мировоззрение является необычайно подходящим именно для нашего времени, т.к. совмещает многоуровневость, глубину и гармоничность. Оно предполагает существование множественности путей к постижению Истины.

 

 "Два итога"

Однако прежде чем начать  говорить о Ведах, нужно честно взглянуть на текущее положение дел. Середина XX века характеризовалась бурным развитием техники и экономики. Сегодня мы пожинаем многочисленные плоды этого. Два основных итога таковы:

-во-первых - это разрушенная экология и ряд надвигающихся кризисов: экономический, экологический,  энергетический и другие

-во-вторых - это формирование человека т.н. «популярной культуры», который живет самыми простыми низменными инстинктами, эгоистичен, привязан к наслаждениям и формирует свое мировоззрение исключительно на основе средств массовой информации.

Таковы два реальных итога развития общества середины XX -начала  XXI века.

 

Ведическая социология и аксиология

Перед лицом надвигающихся кризисов ведическая культура доказывает, что возможна гораздо более стабильная и гармоничная модель жизни человека и общества. Ключ к этой более гармоничной модели - ведическая социология (наука об обществе) и ведическая аксиология (наука о ценностях и идеалах). Мы постараемся кратко раскрыть основные ведические положения, связанные с этими предметами.

 

Ведическая социология: отдавать или брать?

 

Основные принципы ведической социологии таковы:

-служение как основа общества

-контроль чувств как принцип деятельности человека на планете

-духовность как основа любых социальных структур

Рассмотрим эти положения по порядку, сопоставив с текущим положением дел.

 

Служение как основа общества

Первое: служение как основа общества. В каждом из нас есть две глубинные тенденции: эксплуатировать, брать - и служить, отдавать себя. Быть жертвователем или быть эгоистом. Ведическая цивилизация основывалась на естественном понимании того, что «отдавать выше, чем брать». Некоторые люди могут считать, что служение  - это нечто негативное. Однако это заблуждение. Грибоедов написал: «служить бы рад - прислуживаться тошно». Прислуживание - это работа на недостойных людей, посвящение себя низменным целям, но служение - это нечто очень высокое. Мать готова сделать все для своего ребенка, патриот - слуга родины, он  готов пожертвовать жизнью ради нее. Актер - слуга и даже раб искусства, Пастернак писал: «Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, / И тут кончается искусство. И дышат почва и судьба». Служение является основой наиболее глубоких явлений в обществе, науке и искусстве.

 

Представления о ценности жизни человека

Главная добродетель современной цивилизации - то, насколько человек самоутвердился. Но в ведической цивилизации главным было другое. Если человек обладает молодостью, умом, талантами и красотой, - но использует их лишь для того, чтобы заработать больше денег и максимально наслаждаться этим миром, то  Веды не считают его носителем подлинной культуры. Такой человек сравнивается со змеей, украшенной драгоценным камнем. Важно не то, какими качествами ты обладаешь, а то, как ты их используешь.

 Шри Чанакья Пандит говорит по этому поводу: «сан-нимитте варам тйаго / винаше нийате сати» (чанакья-шлока, 36). «Наши деньги и имущество не будут принадлежать нам вечно, так или иначе мы их лишимся. Поэтому, пока они в нашем распоряжении, лучше использовать их на благородные цели».

 

Свобода для чувств или свобода от чувств?

 Далее следует поговорить о следующем важном принципе ведической социологии: «контроль чувств как основа бытия человека». Разговор о важности контроля чувств следует начать несколько «издалека». Как в современном обществе понимают свободу? «Свобода» значит, что современный человек не является чьей-то собственностью - он не раб, не крепостной крестьянин, не пленник. Сегодня в большинстве стран люди обрели такую свободу. Но что они делают с ней? Они стараются максимально насладиться этим миром: язык требует вкусной пищи, глаза - зрелищ, тело - новых ощущений. Освободившись от внешней зависимости, люди стали рабами вожделения - они очень привязаны к вещам и наслаждениям. Это состояние можно определить как «свобода для чувств».

Однако Веды объясняют, что подлинная свобода - это «свобода от чувств», способность контролировать и обуздывать их. Только тогда человек считается подлинно свободным. Высокий духовный титул «Свами» означает «господин чувств».

Веды называют вожделение «хрид-рогам» - «болезнь сердца». Они объясняют, что чувства ненасытны, и пытаться удовлетворить их - это все равно, что пытаться потушить костер бензином. Не только самые низменные привязанности - например, к наркотикам или алкоголю - а любое необузданное чувство - даже любовь к картинам, может полностью разрушить личность человека. Известны случаи, когда коллекционеры пытались похитить из музеев шедевры искусства.

Поэтому Веды призывают к контролю чувств. В  «Катха-упанишаде», (1.3.3-4) приводится сравнение: «Душа сидит в колеснице материального тела, которой управляет разум - возница. Ум - это вожжи, которые держит возница, а чувства - лошади». Возница должен управлять лошадьми - а не наоборот. Однако обуздать чувства механически практически невозможно. Необходимо занять себя более высокой, духовной деятельностью - и тогда низойдет вдохновение, позволяющее преодолеть гравитацию материи. Подлинная духовность не навязывается - ей очаровываются. Она рождается не из страха перед геенной, а из глубочайшей потребности души в отношениях с Источником. 

 

Социальный смысл духовности

Ведическая аксиома говорит о том, что для гармоничного существования любого общества необходима духовность. «Шримад-Бхагаватам» свидетельствует: «страна, лишенная дваждырожденных (брахманов, носителей духовной культуры) быстро приходит в упадок». Этот принцип можно пояснить простым примером. Сегодня в мире постоянно идет активная политическая борьба, и множество лидеров предлагают свои, довольно разные программы. Кто-то предлагает коммунизм, кто-то капитализм. Но когда та или иная партия приходит к власти, выясняется, что ее плодотворность для страны зависит от двух вещей: во-первых, конечно, от программы партии, но, во-вторых - от желания действительно воплощать эту программу в жизнь.

При этом легко понять, что при любой политической программе, если человек считает, что может делать все что угодно, лишь бы было «шито-крыто» - под красивой вывеской будет процветать коррупция. Форма никогда не даст сути. У Достоевского Иван Карамазов говорит гениальную вещь: «если Бога нет, то все позволено». Выражаясь более приземленно: «не пойман, не вор». Но если человек осознает: «за каждый содеянный поступок, в независимости от того, уличили меня в нем, или нет, я буду нести ответственность» - тогда его поведение будет иное. И в этом абсолютно практический смысл духовности для общества.

 

Система варн

В ведической цивилизации существовала система варн - т.е. социальных укладов: священнослужители (брахманы), правители (кшатрии), коммерсанты (вайшьи), рабочие (шудры). Смысл каждой социальной группы был в том, что своим трудом она должна была служить обществу (варнашрамачаравата пурушена парах пуман) (Вишну-пур. 3.8.9).   Позже эта система выродилась в то, что известно в Индии как кастовая система. Однако «Бхагавад-гита» свидетельствует: социальное положение человека должно определяться по его гуне и карме, т.е. по качествам и поступкам, а не передаваться наследственно и механически (чатур варнйам майа сриштам, / гуна карма вибхагашах, «Б.Г». 4.13.). Согласно Ведам, общество обретает благополучие только тогда, когда люди, принадлежащие к различным естественным классам общества, сотрудничают друг с другом во имя духовной реализации.

 

 

Ведическая аксиология: инстинкты VS идеалы

Следующее, о чем необходимо сказать - это ведическая аксиология - наука о ценностях.

 

Культура идеалов

После коммунизма мы очень подозрительно относимся к слову «идеология». Однако в действительности слово «идеология» восходит к платоновскому «эйдос» (εἶδος) - мир идей,  культура идеалов. Свами Шридхар - один из крупнейших ведических теологов современности сказал: «О человеке следует судить по его идеалу. Человек велик, если велик его идеал». Ведические тексты противопоставляют два таких понятия как «пашу-буддхи» (животный разум, инстинктивная жизнь) и «дхарма-буддхи» - разум, направленный на высшие ценности и идеалы. Во все времена большинство людей живет инстинктами: размножение, оборона, самосохранение. Но поразительным является то, что герои, в отличие от обывателей, не живут инстинктами - они следуют идеалам. В этом отличие «пашу-буддхи» от «дхарма-буддхи».

Идеалы подобны магнитам, которые притягивают душу. Если мы жадны, но наш идеал - щедрость, то в какой-то степени она проявится в нас. Если наш идеал самопожертвование - но мы эгоистичны, то в какой-то степени это проявится в нас.

Возможно, мы сами в очень незначительной степени способны следовать идеалам, но когда в фильмах и книгах мы видим истинный героизм, чистую любовь и подлинную верность наше сердце говорит: «это прекрасно». Следует также помнить - какими бы несовершенными мы не были - это не повод к еще большей деградации. Наоборот, в этой жизни каждый может сделать несколько шагов по направлению к идеалу, по направлению к Истине.

 

Две цивилизации. Причина кризисов

 Социолог и философ Питирим Сорокин сформулировал учение о двух типах цивилизации: потребительская и идеалистическая. Сегодня в этом мире царит культ потребления. Поэтому мы наблюдаем постоянный кризис - кризис финансовый, кризис экологический. Но что такое кризис с ведической точки зрения? Кризис эксплуатации, когда все хотят брать - и никто не хочет отдавать. Потребительская цивилизация сама себя поедает. Но ведическая культура - это «культура, неподвластная времени», культура вечных ценностей и высших идеалов.