Свами Б.Р. Шридхар. Йога Высшей Личности

Вопрос: Почему гаудия-вайшнавы не используют в своем служении Кришне различные йогические практики, такие как йога-асаны, пранаяма и т.п.? 

Шрила Шридхар Махарадж: Гаудия-вайшнавы отвергают все искусственное. Бог проявляется в сердце, и оно играет наиважнейшую роль. Нам необходимо обратиться к сердцу и с его помощью обрести взаимоотношения со Всевышним Господом. Манипулируя силами природы, мы можем накопить определенное мистическое могущество. Но человек, обладающий подлинной верой, не пытается воздействовать на Господа при помощи такой силы. «Я хочу заставить Тебя открыться, накопив йогическую энергию». Можно ли назвать это почтительным, смиренным, любовным отношением? Для того, кто име­ет сердце, ценнее всего сердечные отношения. Это и есть служение. Цель - доставить радость Господу. Так чего же стоят попытки по­лучить откуда-то извне некую силу, и с ее помощью пытаться посягнуть на Него? Каков результат практики йоги? Это даст известную силу, но как она может на Него воздействовать? Никак. Мы не должны пытаться повлиять на Него своей энергией. Настроение вайшнава противоположно этому. Следует считать себя самыми падшими из падших, нижайшими из низших. «Я жажду Твоей милости. Прими меня, как Своего нижайшего раба». Так можно приблизиться к Высшему. Нельзя завладеть Высшим Существом при помощи некой определенной силы. Его не обрести силой, Он откроется лишь по своей воле, из Своего сострадания, милосердия.

Господь абсолютен и совершенен. Если мы желаем Его милости, мы долж­ны обратиться к Нему, отводя для себя самое низкое положение. У нас нет никакого положения. Мы нигде. Мы всецело зависим от Него. Это наша природа. Мы во всем полагаемся на Него. Поэтому обратиться к Нему можно только в таком духе: «Я желаю Твоей благодати, Твоей милости. Пожалуйста, прими меня. Я от­вра­тительное, грешное существо и являюсь нижайшим из низших. Ты - мой лучший друг, но я отверг Тебя и отправился искать свою удачу где-то в другом месте. Я совершил предательство. Я не только грешник, но и предатель, отступник». Так нам следует взывать к нашему вы­сочайшему и самому любящему Другу.

Как мне в этом поможет йогическая сила? Его невозможно обольстить. Думаем ли мы, что силою йоги повлияем на Него, дабы Он одарил нас Своей благодатью? Это невозможно. Им нельзя манипулировать при помощи йогической силы. Вот почему йога бесполезна с духовной точки зрения. Что даст нам йога? Он полностью свободен, абсолютен. Он совершенен в Себе Самом. Попытки воздействовать на Него через нечто внешнее не принесут резуль­тата. Скорее, это вызовет Его гнев. Мы должны обратиться к Нему с определенной рекомендацией, через посредника.

Гуру и вайшнавы - наши опекуны. Нам нужно обратиться к этим Его представителям, а не к какой-то внешней силе природы, и просить их ходатай­ствовать за нас. Благодаря йоге можно обрести некоторую тонкую силу, но Он безразличен к силе. Его не заставишь подчиниться чьему-то могуществу, чьей-то власти. Он действует только по своей свободной воле. Лишь по Своему желанию Он может открыться Нам. Мы - вместе с теми, кто имеет веру в Его абсолютную свободу. Имеющие такую веру называются Его преданными. Нам следует обратиться к Нему через них. И не пытаться идти напролом, показывая свою силу, гордясь своими знаниями и достижениями. Это принесет прямо проти­во­положный результат. Мы не в состоя­нии познать Его, опираясь на свои способности. Если мы чувствуем такую потребность, если мы на самом деле хотим познать Его, то должны обратиться к Нему в смирении. Мы должны молить: «Пожалуйста, дай мне познать Себя!» Однако это не является настоящей преданностью. Настоящий преданный не просит о том, чтобы Он явил Себя. Если мы сможем отказаться от идеи позна­ния, то та­кая просьба будет излишней. Скорее, наше настроение должно быть таким: «Я хочу доставить Тебе радость. Я хочу сделать что-то для Твоего на­слаж­дения. Пожалуйста, прими меня. Ты - все. Ты - совершенст­во. Ты ни в чем не нуждаешься. Но я нуждаюсь в Тебе. О, дай мне, пожалуйста, какое-нибудь слу­жение». Цель служения - удовлетворить Его, и нам нужно обращать­ся к Нему в таком настроении. Когда мы просим о чем-то друга, любящего друга, нам нет нужды звать на помощь йогов и мистиков. 

йамадибхир йога-патхаих

кама-лобха-хато мухух

мукунда-севайа ядват

татхатмадха на шамьяти

                           («Шримад-Бхагаватам» 1.6.35) 

Благодаря практике йоги мы в определенной степени и в течение не­ко­торого времени можем подчинить свои чувства. Но привести к Абсолюту йога не спо­собна. Абсолют означает, что Он превыше всего, что Он самодостаточен. Он полностью независим. Йога может помочь нам укротить побуждения психики и физическоого тела, да и то лишь на время: она не избавит от них навсегда. На какой-то срок похоть, гнев, жадность, заблуждение (каму, кродху, лобху, моху) можно обуздать. Но лишь до поры до времени. Мукунда-севая - но если мы смо­жем занять себя в служении Мукунде, все беспокойства покинут нас раз и навсегда. Когда мы ощутим сладость служения Ему и общения с Ним, все соблазны исчезнут навеки. Чары похоти, гнева или жадности и все прочее будет разрушено и не вернется больше никогда.

нахам ведаир на тапаса, на данена на чеджйайа
шакйа евам-видхо драштум, дриштаван аси йан мама

бхактйа тв ананйайа шакйа, ахам евам-видхо 'рджуна
джнатум драштум ча таттвена, правештум ча парантапа

(Шримад Бхагавад-гита, 11.53-54)

«Все прочие средства бесполезны. Таким, каким ты видишь Меня здесь, о Арджуна, Меня можно обрести лишь безраздельной преданностью. Ничто другое не способно привести к этому. Неполной преданности для этого тоже недостаточно. Необходима неизменная, безраздельная преданность».

сарва-дхараман паритьяджья мам экам шаранам враджа

 (Шримад Бхагавад-гита, 18.66) 

«Оставь все иное и предайся одному Мне, ибо это един­ственное, чем можно Меня привлечь. Все иное - бес­полезная и напрасная трата сил. Ко мне не явишься с агентами, чтобы завер­бовать Меня. Нет! Мои посланники - твои лучше благодетели. Они ищут лю­дей, чтобы «нанять» их для Меня. У них нет своекорыстия. Их единственный интерес - нести благо другим. С таким устрем­лением множество Моих посланников отправляются обращать других. Иди к ним. Не надейся при помощи каких-то фокусов, хитростью или силой завоевать Мою благосклонность. У тебя этого не получится. Я доверяю только тем, кто обращается ко Мне через Моих личных представителей. Они всецело отдали себя служению Мне и странству­ют, стремясь нанять новые души и одарить их благом. Поэтому приходи ко Мне через Моих близких слуг. Другой дороги нет. Что такое йога? Умение управлять жизненным воздухом и множеством других стихий. Неужели ты думаешь, что, управляя этим, ты сможешь заставить Меня явиться? Я - абсолютный самодер­жец. Я полностью независим. Мне не о чем беспокоиться. Ника­кая сила, никакая тактика, никакие хитрости, никакая сноровка - ничто не способно на Меня повлиять. Я повелеваю всем. Сначала прими мою верховную власть, только тогда ты сможешь прийти ко Мне. Существует много богов. Торговлей занимают­ся они, но Я не отношусь к предметам купли-продажи. Никто не может торговать­ся со Мной. Я - Абсолют. Я ищу только преданность, безраздельную предан­ность, не формальную, но естественную, сердечную и искреннюю. Вот что Я ищу. Я ищу сердце, и ничто иное: бхава-грахи-джанарданах».

патрам пушпам пхалам тойам, йо ме бхактйа прайаччхати
тад ахам бхактй-упахритам, ашнами прайататманах

 (Шримад Бхагавад-гита, 9.26)

«Я приму все, что с искренней любовью пред­ложит Мне Мой преданный. Не важно, листок ли это, цветок, немного воды или что-нибудь еще. Я не нуждаюсь в роскошной пище или богатых подноше­ниях. Я ценю только сердце, чувство безраздельной любви. Я откроюсь только искренности и великой вере».