Свами Б.Р. Шридхар. Самопознание

 

 

Самопознание. Путь к душе. 

Око знания видит многое, что недоступно обычному зрению. Этот глаз способен наблюдать множество вещей, невидимых глазу как органу чувств. Подобным образом, существует глубокое видение, посредством которого мы сможем познать явления в ином, более обнадёживающем свете: "Приди и смотри!" Глаз, покрытый катарактой, не способен видеть. Но удаление её позволит восстановить зрение. Невежество подобно катаракте, - оно делает нас слепыми. Обычное зрение улавливает чисто внешние объекты, но с помощью более глубокого зрения можно объять многое. Оком знания можно реально видеть многое - всё глубже и глубже. Внешнее зрение не столь важно. Подлинной ценностью обладает провидец, способный взглянуть более глубоко. Среди них существует градация: есть мудрый, более мудрый, ещё более мудрый... Каждый видит соответственно своей способности. 

 

Ступени самопознания

Чем мы, являясь частью этого смертного мира, связаны с ним? Мост - это тело, созданное из материальных элементов. Перестав отождествлять себя с телом, мы придем к уму, затем различим разум, а последним будет дух. Мы сделаем открытие, что в сфере, где обитают все души, нет смерти, и, следовательно, там никто не умирает. Оттуда мы можем отправиться на поиски Сверхдуши, источника всех наших мыслей. Она сравнивается с солнцем, которое является источником лучей света. Найдя луч, мы сможем прийти к солнцу, от которого исходят все лучи. Подобно этому, от понимания собственного «я» как частицы сознания, мы сможем перейти к открытию мира Сверхсознания, Сверхзнания и Свербытия.

 Таков путь продвижения к конечной причине, источнику всего сущего. Нам необходима помощь того мира, ибо нельзя идти, находясь во власти собственных прихотей и желаний. Такая поддержка приходит в форме Гуру, Вайшнавов и других посланцев той земли. Лишь с их помощью мы будем по-настоящему продвигаться к цели. 

 

Чувства, ум и разум

Нам необходимо возвыситься над воспринимаемой чувствами средой. В "Бхагавад-Гiте", а также в Упанишадах говорится: индрийanи парanйaхур. Наши чувства занимают главенствующее положение - если мы лишимся глаз, ушей, носа и прочего, мир перестанет существовать для нас. Благодаря чувствам у нас есть этот мир. В сфере опыта чувства играют первостепенную роль.

Затем - индрийебхйах парам манах - внутри нас есть ум. А что такое ум? Это наша внутренняя способность выбирать: "Я хочу это, я не желаю то". В нас живёт влечение к одному и отвращение к другому - таков механизм действия ума. Он играет более важную роль, чем чувства: если я невнимателен, человек пройдёт передо мной, а я, возможно, скажу: "Ах, я не заметил его! Я не видел и не слышал, кто это был. Я такой невнимательный". То есть ум занимает главенствующее положение по отношению к чувствам. Последние важнее внешнего мира, а ум еще главнее: если он не воспринимает информацию от чувств, они, подобные множеству дверей, становятся бесполезными.

Затем - манасас ту парa буддхир - внутри нас можно отыскать ещё один принцип: разум, буддхи. И каковы же его характеристики? Ум скажет: "О! Я возьму это!", но буддхи говорит: "О нет, брать нельзя, это принесёт вред. Лучше возьми то, что даст тебе благо". Эта способность выбора, разум, является более высоким элементом.

Затем - буддхер йах паратас ту сах - то, что выше даже разума, есть дух.

Таким образом, мы можем установить порядок элементов. Важнее внешнего мира наши чувства, главнее чувств - ум, выше ума - более тонкий и более надёжный разум; и - буддхер йах паратас ту сах - существует нечто такое, что выше буддхи - наша душа. Какова её природа, её неотъемлемые свойства? 

 

Душа и Сверхдуша

В Писаниях приводится пример: в лунную ночь на небе может быть облако, которое затмит луну, но само это облако можно видеть только благодаря лунному свету. Вйaсадева, составитель Вед, говорит, что aтмa подобна той луне. Или подобна солнцу: облако заслоняет его, но лишь из-за света солнца можно наблюдать само облако. Так и aтмa - это точка света, стоящая за всеми происходящими процессами, её присутствие делает возможным восприятие нами своей психической системы. Если убрать свет, всё умирает. Если погасить этот свет, психика, интеллект, способность выбора и множество каналов, посредством которых мы получаем знание извне, теряют всякий смысл. Свет - это aтмa, точка луча света; и существует царство света, где обитают души, и далее тоже есть развитие: от субъективного к сверхсубъективному, от духа к Сверхдуху, от aтмы к Парамaтме.