Свами Б.Р. Шридхар. Веды и современность

 

Веды и современность

 

В этой публикации мы приводим избранные места из бесед о древней цивилизации с Шрилой Б.Р. Шридхаром Махараджем - крупнейшим ведическим теологом и философом XX столетия. В своих диалогах он ясно и проникновенно повествует о прошлом и настоящем, преходящем и вечном, материи и духе.

 

Шрила Шридхар Махарадж: В современную эпоху с помощью радио, телефона и других устройств можно общаться на далеких расстояниях. Но в прежние времена такое общение происходило на тонком уровне. Раньше умственные и психические силы у йогов и преданных были более развиты. Ныне, благодаря научному знанию, такие достижения доступны всем и кажутся чем-то естественным. Но в прежние дни подобная связь осуществлялась при помощи мистических сил, поэтому обычные люди не могли понять, каким образом она функционирует. Я тоже удивляюсь тому, как это происходит. Теперь при помощи телефона можно поговорить с кем-нибудь в Америке или в Лондоне. Современные средства сообщения - настоящее чудо. Раньше уровень людей был таков, что йоги, не обязательно преданные (иные из них не были даже верующими) могли развить психические силы, позволявшие им общаться на уровне ума.

В работах западных философов также признается, что индийские йоги могли излечивать болезни на большом расстоянии. В этих трудах говорится, что при помощи гипнотического внушения можно победить многие недуги. Допускается также, что в прежние времена некоторые индийские йоги обладали подобными способностями. Все знаменитые индийские йоги подтверждают, что, развив психические силы, можно творить удивительные дела. Иногда они даже общались с богами. Могли они и посещать богов, но только на тонком уровне. Подобным же образом боги приходили сюда. Все это не выдумка, но вполне достоверные и имеющие научную основу факты.

 Вопрос: Махарадж, я читал, что когда живое существо спит, оно тоже видит. Каким образом оно может это делать? Что это за «глаза»?

Шрила Шридхар Махарадж: Система психики, т.е. находящееся внутри нас тонкое тело, называемое сукшма-дехой, способна не только видеть - она име­ет глаза, уши, чувство осязания и все прочие чувства. Все существующее в форме плоти и крови присутствует и в нашем тонком теле; оно ближе к на­шему истинному «я» и более совершенно, чем тело внешнее. Си­сте­ма психики есть у каждого. Существует психический мир, которым управляют особые существа под руководством Ямараджа. Тонкое тело может жить и передвигаться на различных уровнях этой сферы независимо от физического. Там также существуют свои представления о добре и зле. Но все в этом мире, как и в мире физическом, подчиняется трем гунам и находится в рамках данной брахманды, данной материальной все­лен­ной.

Шри Рамануджачарья утверждает, что сны не иллюзорны. Подобно тому, как мы имеем различный опыт в нашей жизни наяву, мы переживаем множество разнообразного опыта во сне. В своих снах мы испытываем боль и наслаждение. Таким образом проявляются многие последствия нашей кармы. В физической жизни благодаря страданиям мы очищаемся от плодов плохой кармы. Через наслаждение исчерпывается пунья, добродетельные заслуги. Подобным образом, в плохом сне мы испытываем определенные страдания. И, как результат, исчерпывается какая-то часть нашей прошлой дурной кармы. А в хорошем сне, когда мы чувствуем счастье и радость, уменьшается некоторая пунья, рожденная из нашего благочестия. Эта сфера существования тоже реальна.

Системы высших миров: Бхух, Бхувах, Свар, Махах, Джана, Тапах, Сатья, представляют собой различные уровни внутри материального бытия. Но почему мы их не видим? Они находятся не в физической, а в тонкой сфере, в мире психического опыта. 

Вопрос: Значит, живые существа обитают там не в грубых, из плоти и крови, а в своих тонких телах?

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Даже у деревьев и камней есть свои тонкие те­ла, но они не пробуждены в достаточной степени. Уровни сознания различны. 

Вопрос: На Западе существует огромный интерес к тонкой науке парапсихологии.

Шрила Шридхар Махарадж: Несколько лет назад сюда приезжала группа русских ученых. Они пытались выведать у индийских йогов, могут ли те узнать, что происходит на далеких планетах - например, на Луне, Солнце, Марсе, Юпитере и т.п. Они слышали, что древние йоги Индии обладали способностью знать это. Считается, что скорость мысли - самая высокая, гораздо выше скорости электричества или света. Это привлекло внимание этих исследователей, которые захотели узнать, остались ли еще где-нибудь йоги, способные помочь им в достижении материальных целей. Они поставили задачу: «К Юпитеру послана космическая станция. Мы хотим знать, можно ли при помощи тонкой энергии в кратчайшие сроки получать оттуда нужную информацию?»

В Индии считается, что только ум, и никакая другая материальная субстанция, способен развивать скорость, превышающую скорость света или электрона. Маногати - ум может получать известия. Несмотря на огромное расстояние, отдаленное место можно вспомнить в мгновение ока. Ум - самое быстрое из средств передвижения. Русские хотели узнать, можно ли использовать скорость мысли в научных исследованиях. Но они пришли к неутешительному выводу: «Нет, мы не способны делать это. Мы потерпели неудачу. В Индии невозможно найти человека с такими способностями!»

Однажды я читал лекцию в коллегии адвокатов. Они задали мне вопрос: «Почему раньше мы имели высшую связь с богами и Сатьялокой, но ныне, кажется, утратили ее? Боги не приходят сюда, хотя еще какое-то время назад такое случалось. Деварши Нарада и множество богов больше не появляются здесь, и мы тоже не можем отправиться к ним. Во времена «Махабхараты» боги свободно являлись нам, а Арджуна и другие иногда путешествовали туда, на небеса. Почему теперь этого нет?

В ответ я объяснил: «В те времена психические силы были очень развиты. Люди обладали способностью общения на тонком уровне, но теперь мы ее утратили».

Я привел пример. Рассмотрим современную ситуацию: научная цивилизация произвела множество чудес, таких как самолеты, автобусы и ракеты. Но весь мир стоит перед угрозой атомной войны. И если она начнется, может быть уничтожено все. Современная цивилизация будет разрушена, но в каких-то местах могут сохраниться книги. В них будет много упоминаний о научных достижениях наших дней. Благодаря этому люди будущего узнают, что самолеты, автобусы и многое другое были для нас обычным делом. Но после ядерной войны вновь народившиеся поколения не будут помнить о том, что такое действительно существовало. Они скажут: «Все, что написано в этих книгах - ложь, выдумка». Они скажут, что все научные достижения - всего лишь вымысел. Не имея самолетов, ракет и т.п., они придут к заключению: «Все это обман!»

Сейчас мы находимся в подобном положении: широкого развития психических сил, практиковавшегося в предыдущие эпохи, больше нет. Мы утратили прежнее положение, поэтому даже если деварши Нарада и явится, мы не сможем его увидеть. Деварши Нарада приходит сюда не в физическом, а в астральном теле. Наша психика недостаточно развита, чтобы воспринять это. Внутреннее зрение было бы в состоянии увидеть таких личностей, как Деварши, Вьясадева, Махапрабху или Нитьянанда Прабху, когда Они являются нам. Но в наш век эта способность утрачена. Сейчас мы можем исследовать насекомое или рассматривать вирус только с помощью микроскопа. Такова реальность нашего времени.

 Вопрос: Много лет назад, когда Шрила Свами Махарадж находился на Западе, была организована лекционная программа, но пришло очень мало народу. Преданные стали извиняться, но Шрила Свами Махарадж сказал: «Не беспокойтесь. Сюда приходили Нарада Муни, Господь Брахма и многие дру­гие я видел это. Но вы не смогли увидеть».

Шрила Шридхар Махарадж: Когда Шукадева рассказывал «Шримад-Бха­гаватам», к нему явились все его гуру - Нарада, Вьясадева, Атри, Васишт­ха и другие. Подобным же образом, когда Шрила Свами Махарадж отправил­ся на Запад, чтобы с огромной решимостью проповедовать учение Божествен­ной Любви, его гуру пришли туда посмотреть, как у него идут дела. Это не исключено.

нахам васами вайкунтхе
йогинам хридаешу ва
мад бхакта ятра гаянти 
татра тиштхами нарада

Сам Господь говорит: «О Нарада, Я присутствую всюду, где Мои преданные прославляют Меня».

«Нахам васами вайкунтхе - Меня нет в духовном мире; йогинам хридаешу ва - нет и в сердце йога; мад бхактах ятра гаянти - но в любом месте, где Мои преданные прославляют Меня с сердцами, исполненными величайшей искренности; татра тиштхами нарада - там Я присутствую. Я усажива­юсь и слушаю, как поют их сердца. Их пение и прославление Моего Имени уводит Меня из сердец йогов и даже с трона Моей Вайкунтхи. Я устремляюсь туда, где преданные с искренней любовью поют обо Мне: воистину, это притягивает Меня сильнее всего». Это слова Самого Нараяны, поэтому не подлежит сомнению, что Нараяна и Его ближайшие преданные посещают такие собрания. 

Вопрос: Можно ли еще развить психические силы, или же влия­ние Кали-юги, века вражды, делает это невозможным?

Шрила Шридхар Махарадж: Это возможно. Но преданные не видят смысла в том, чтобы тратить свое время на подобные вещи. У них просто нет на это времени. Им не интересна практика какой-либо мистической йоги, они предпочитают со­средоточиться на служении.

Есть история об одном преданном, который был полностью поглощен служением своему гурудеву. Господь был чрезвычайно доволен этим преданным, и тай­но явился к нему со словами: «Дорогой бхакта, Я удовлетворен твоим слу­жением. Я забираю тебя на Вайкунтху».

Преданный ответил: «Нет, нет. У меня нет времени. Мой Гуру Махарадж поручил мне это служение, поэтому я должен его выполнять. Мне некогда путешествовать с Тобой на Вайкунтху». Он так дорожил своим служением, что даже приглашение на Вайкунтху не привлекло его.

Нам следует сосредоточиться на обязанностях, возложенных на нас гурудевом. Тогда у нас не останется времени для путешествия на Вайкунтху ради праздного любопытства. Такая сосредоточенность необходима для преданного. Предположим, господин говорит своему слуге: «Ты долго работал и устал. Пойди поешь». Исполнительный слуга в таком случае ответит: «Нет, нет, мой господин. У меня нет времени. Я должен закончить дело, а уж после этого я поем». Или если мастер обратится к добросовестному рабочему с пред­­ложением отдохнуть, последний может ответить: «Нет, сейчас мне некогда рас­слабляться. Вот закончу, тогда и пойду отдыхать». Такова ответственность в служении. 

Вопрос: Чем объяснить противоречия между описаниями деяний Господа в священных текстах? 

Шрила Шридхар Махарадж: Как объясняет Джива Госвами, приводимые в Пуранах описания игр Господа различаются потому, что в разное время одна и та же лила была явлена по-разному. Отсюда и разница в описаниях. Ученые говорят: Почему в Падма Пуране эта лила описывается так, а в Бхагавата Пуране  иначе? Почему Харивамша отличается от Махабхараты? В ответ мы объясняем, что в разные эпохи одни и те же игры Господа проходят по-разному. Проявляясь в материальном мире, лила предстает в бесчисленных вариациях, ибо Господь безграничен, независим и абсолютен. Таким образом, встав на путь к Абсолюту, мы должны отбросить сомнения и подозрительность и идти к цели с открытым сердцем, мыслить широко, без надуманных ограничений. Именно так нужно идти к Богу: оставляя шаг за шагом сложившиеся представления и предрассудки  то, что мы привыкли называть опытом.